| |||
Реферат: Внешняя торговля и внешнеэкономические связи Россиисмотреть на рефераты похожие на "Внешняя торговля и внешнеэкономические связи России" Министерство науки высшей школы и технической политики Российской Федерации Московский Государственный Текстильный Университет имени А. Н. Косыгина Реферат по энономике [pic] на тему: “Внешняя торговля и внешнеэкономические связи России” Выполнил: студент группы 45-97 Лобашев Д.Г. Москва 2001 г. План реферата: Введение______________________________________ Внешнеэкономические связи Банковская система России_____________________________ 8 Стратегические ориентиры интеграции России в мировое хозяйство______________________ 8 Открытость экономики и экономическая безопасность__________ 11
Россия в многополюсном мире будущего____________________________ 16 Внешняя торговля России в 90-е годы и перспективы ее развития_____________________________ 19 1. Основные тенденции 90-х годов_______________________ 19 2. Стратегическое направление внешнеэкономической политики__________________________ 21 3. Государственное регулирование внешнеэкономических связей______________ 22 4. Перспективы на 2000 г.______________________________ 22 Пути стимулирования российской внешней торговли____________ 23 1.Текущее положение в сфере внешней торговли__________ 23 2.Торговое и структурное финансирование_______________ 24 3.Перспективы развития торгового и структурного финансирования в России________________ 25 Заключение: Россия в современном мире - проблемы и
перспективы________________________________________ Список
литературы_________________________________________ Введение На рубеже XXI века внешнеэкономические связи Изучение и творческое осмысливание процессов
и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое
развитие нашей страны на этом переломном этапе,
составляют важную задачу экономической науки. Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди
них наиболее актуальным сегодня представляется
процесс вхождения России в постоянно развивающуюся
мировую экономику при сохранении своей
национальной безопасности и наращивании
конкурентоспособности своей продукции, как на
международном, так и на внутреннем рынках. Не
менее важно также предвидеть, как те или иные
варианты развития событий могут повлиять на место Внешнеэкономические связи России В 1999 г., как и в 1998 г., сократился объем
внешнеторгового товарооборота России. Это
произошло исключительно из-за уменьшения импорта,
объем которого был наименьшим за все годы реформ Весьма схожая картина наблюдалась и в динамике экспорта, который начал устойчиво расширяться с середины 1999 г. Но поскольку в первом полугодии 1999 г. он не сократился так сильно, как импорт, в целом за год его величина оказалась равной прошлогодней (100,2%), тогда как в 1998 г. экспорт сократился на 15,9%. Высокие показатели динамики экспорта и импорта в четвертом квартале 1999 г. не должны, однако, вводить в заблуждение - расширение торговли действительно началось, но его реальные темпы на самом деле не так уж велики. Дело в том, что как раз в последние месяцы Таблица 1 Внешняя торговля России в 1992-1999 гг., млрд. дол. |Показатель |1992|1993|1994|1995|1996|1997|1998|1999 | Примечание: Таблица составлена на основе
данных таможенной статистики и с учетом
официально не регистрируемых внешнеторговых
операции. Последние в 1999 г. составляли: по
экспорту- 2,7 млрд. дол. (в том числе экспорт
товаров физическими лицами - 1,4 млрд. дол.), по
импорту - 10,1 млрд. дол. (практически вся сумма Кроме того, оценивая динамику внешней торговли, не следует забывать, что все вышеприведенные расчеты основаны на текущих ценах. По физическому объему, т. е. с учетом изменения цен (экспортные цены в 1999 г. в среднем возросли, а импортные понизились), экспорт в 1999 г. все-таки сократился, а понижение импорта было примерно наполовину меньшим, чем при расчете по стоимости. Положительное сальдо торгового баланса в Доля экспорта в ВВП, пересчитанного в рубли
по среднегодовому валютному курсу, из-за
повышения курса доллара и экспортных цен
увеличилась с 26,7% в 1998г. до 40,9% в 1999г. степени - соответственно с 21,5 до 22,6%. По отношению к объему произведенной в России
промышленной и сельскохозяйственной продукции Госкомстат РФ регулярно публикует данные о
доле экспорта (импорта) в товарных ресурсах,
которые подсчитаны по иной (и не вполне ясной по
своему экономическому содержанию) методологии и
несопоставимы с вышеприведенными. В соответствии
с ними удельный вес экспорта в продажах
промышленных предприятий (это только часть, хотя
и самая большая, всех оптовых продаж) возрос с Доля экспорта резко возросла после августовского кризиса 1998г., но в 1999г. в общем, стабилизировалась и в декабре 1999г. была примерно такой же, как и год назад. Доля же импорта к концу 1999г. по сравнению с декабрем 1998г. - первыми месяцами 1999г. заметно понизилась, что объясняется, видимо, не только его сокращением, но и начавшимся ростом производства (в том числе в рамках импортозамещения). На развитие внешней торговли в последние полтора года значительно повлияли три основных фактора, действовавших разнонаправленно: девальвация рубля, повышение мировых цен на ключевые товары российского экспорта, сокращение внутреннего спроса. Но в долгосрочном плане это развитие продолжало определяться, прежде всего крайне неблагоприятной структурой внешней торговли, причем это особенно относится к экспорту. В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью (т. е. спрос на них слабо меняется при изменении цен), неустойчивостью ценовой динамики, наличием — в долгосрочном плане - тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расширения спроса. К тому же рынки некоторых таких товаров не являются свободными. Так, рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов уже давно регулируется крупнейшими западными странами (с помощью квот и антидемпинговых мер), сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети. Ничтожен удельный вес в российском экспорте
машин и оборудования, являющихся по всем
параметрам самой перспективной категорией товаров
в мировой торговле (особенно это относится к
высокотехнологичной продукции, которой в экспорте В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения. При данном состоянии сферы материального производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок и по многим простейшим промышленным товарам, не говоря уже о высокотехнологичной, наукоемкой продукции. В географической структуре внешней торговли
сохраняется тенденция к ослаблению роли стран СНГ Таблица 2 Доля стран СНГ в объеме внешней торговле России в |Доля |1992|1993|1994|1995|1996|1997|1998|1999| Состав основных торговых партнеров России в В товарной структуре внешней торговли также никаких принципиальных изменений в 1999г. не произошло. Значительное повышение экспортных цен и доходности экспортных операций почти не сказалось на объемах поставок за границу целого ряда ключевых товаров российского экспорта. Между тем контрактные цены на нефть и
основные нефтепродукты (более четверти всего
экспорта России) возвели в течение года (декабрь Всего на 7% повысились за тот же отрезок
времени цены на природный газ: в первом полугодии Цены на продукцию черной металлургии в среднем немного понизились. Более значительное понижение контрактных цен зафиксировано по следующим товарам: в пределах 10% - медь, круглый лес, газетная бумага, рыба, от 10 до 25% - азотные удобрения, синтетический каучук, каменный уголь. В среднем единица российского экспорта бесспорно повысилась в цене (заметим, что девальвация обычно приводит к обратному результату), хотя точную цифру назвать трудно. Что же касается импорта, то средняя цена его
единицы понизилась примерно на 15%. С декабря Цены на мясо в течение большей части 1999 г. были более низкими, чем в конце 1998 г., и лишь в декабре 1999 г. поднялись, составив 109% к уровню годовой давности. На 3% подорожал чай, на 6 - пшеница, на 50% - мясо птицы. Экспорт сырой нефти в 1999г. (134,5 млн.
тонн на сумму 14,1 млрд. дол.) сократился на 2%
по физическому объему, но вырос на 37,4% в
стоимостном измерении. В какой-то степени рост
экспорта сдерживался обязательствами России по
участию в скоординированном сокращении поставок
нефти на мировой рынок, решение о котором было
принято странами ОПЕК совместно с независимыми
производителями энергоресурсов 23 марта 1999 г. в Как по физическому объему, так и по
стоимости уменьшился (соответственно на 32 и 33%)
экспорт автомобильного бензина, нехватка которого
в стране привела в середине 1999г. к так
называемому «бензиновому кризису». На 8%
сократился объем экспортных поставок дизельного
топлива, но их стоимость увеличилась на 11%. Примерно таковы же и масштабы изменений,
которые произошли в экспорте этих товаров в
страны дальнего зарубежья. А вот поставки сырой
нефти в страны СНГ сократились и в натуральных
показателях (на 3%), и по стоимости (на 14%). С
оплатой этих поставок все время возникают
проблемы - при том что среднегодовая цена нефти
при экспорте в эти страны остается более низкой,
чем при экспорте в прочие государства (в 1999 г. Экспорт природного газа (205 млрд. куб. м
стоимостью около 11 млрд. дол.) увеличился всего
на 1%. Перспективы расширения этой статьи
экспорта связаны с планами осуществления проекта Доля экспорта основных энергоресурсов (как и
ряда других товаров) в объеме их производства в Таблица 3 Доля экспорта отдельных товаров в объеме их производства в России в 1997-1999 гг., % |Продукция |1997 |1998 |1999 | Экспорт черных металлов и изделий из них в Юго-Восточной Азии, в которых сейчас находит себе сбыт почти половина российского экспорта черных металлов. Следует отметить как позитивный и довольно редкий факт, что крупнейшие отечественные экспортеры данной продукции наладили между собой координацию ценовой политики и поделили соответствующие мировые рынки, т. е. успешно использовали методы конкурентной борьбы, адекватные сложившейся на этих рынках ситуации. Из цветных металлов экспорт алюминия возрос на Использовав благоприятную конъюнктуру на мировых
рынках и фактор девальвации, предприятия лесной и
целлюлозно-бумажной промышленности в 1999г.
существенно расширили экспорт (в расчете по
физическому объему) лесоматериалов необработанных (на В рамках укрупненной товарной классификации положение выглядит следующим образом. Удельный вес основных энергоносителей в экспорте увеличился с 40,2% в 1998 г. до 42,4% в 1999г., основных металлов (черные металлы, медь, никель, алюминий) - понизился соответственно с 16,9 до 15,1%. В 1999 г. вновь уменьшился экспорт машин и оборудования: на этот раз — на 4% (в 1998г. - на 6%) по стоимости, а доля их во всем экспорте России понизилась с 11,3 до 10,8%. В торговле со странами СНГ она сократилась особенно сильно - на 22% (в 1998 г. - на 12%). Минеральные продукты составляли в 1999г. 40% всего российского экспорта в страны дальнего зарубежья и 51% - в страны СНГ, тогда как машины и оборудование - соответственно лишь 9 и 20%. Среди импортируемых товаров по темпам роста в Расширился импорт ряда других продовольственных
товаров: сахара - на 43%, мяса - на 35, подсолнечного
масла - на 25, чая - на 7%. При этом более чем в 3
раза сократился ввоз в Россию мяса птицы, в 2 раза -
мясных консервов и сливочного масла, на 30% -
цитрусовых и шоколадных изделий, на 13% - рыбы. напитков - в 2,4 раза. Доля в импорте машин и оборудования понизилась, причем преимущественно из-за сокращения ввоза из стран дальнего зарубежья, на
По состоянию на 23 мая с. г. Ассоциация
российских банков (АРБ) насчитывала 653 члена (540
кредитных организаций) с общей суммой уставных
капиталов банков 99,1 млрд. руб. Ассоциация объединяет Состояние банковской системы можно охарактеризовать как переход от неустойчивого положения в начале прошлого года к относительной стабилизации в настоящее время. Оценка ситуации После IX съезда Совет Ассоциации российских банков и вся банковская система решали важнейшую проблему - преодоления наиболее острых форм кризиса: утраты капиталов, ликвидности, неплатежей и массового оттока вкладов. Сегодня можно сказать, что в большинстве банков успешно идет восстановление капитала, ликвидности и доверия населения. Собственный капитал всех действующих банков Стратегические ориентиры интеграции России в мировое хозяйство Начало XXI века для России - это завершающий этап переходного периода, в ходе которого отечественному народному хозяйству предстоит перейти от стагнации к развитию. При этом очень важно выработать такие стратегические ориентиры, которые нацелены на органическое смыкание внешнеэкономических возможностей данного процесса с теми внутренними предпосылками, которые бы способствовали его ускорению. Как показывает опыт, в подобных ситуациях используются два стратегических ориентира: импортозамещающий и экспортоориентированный. Первый из них выдвигает в качестве приоритета создание диверсифицированных промышленных комплексов, призванных насытить и структурировать внутренний рынок с помощью изделий местного производства и только потом развернуть их экспорт. Второй ставит во главу угла международную промышленную кооперацию, с развитием которой связываются расчеты на насыщение и структурирование национального рынка. Условием успешного продвижения России по пути
экономического прогресса при нынешнем сужении
возможностей использования внешнего фактора развития
выступает, прежде всего, концентрация ее собственных
усилий и ресурсов на формировании эффективного,
технологически развитого и конкурентоспособного
рыночного хозяйства. В ближайшей перспективе акценты
экономической политики объективно смещаются в сторону
развития отечественного производства и обеспечения при
опоре на него потребностей внутреннего рынка. импортозамещающей стратегии. Вместе с тем, страна не может отказываться и от использования преимуществ экспортоориентированного развития. Внешнеэкономические связи, в том числе и внешняя торговля, способны активизировать собственный потенциал страны, не подменяя его, привнося в отечественную экономику дополнительную конкуренцию, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая прирост национального богатства за счет товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала. Анализ возможностей использования Россией экспортоориентированной стратегии позволяет говорить о том, что даже в нынешнем кризисном состоянии экономика страны располагает целым рядом конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на ее более эффективное, чем сейчас, включение в систему мирохозяйственных связей. Главным из этих преимуществ является обеспеченность страны основными видами минерально- сырьевых ресурсов. Их объем достаточен для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности внутреннего производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки. Общая стоимость балансовых запасов полезных
ископаемых в России весьма велика и составляет 28,6
трлн. долларов, прогнозируемая часть запасов больше
балансовой в 3-4 раза. В структуре минерально-сырьевой
базы представлены и топливно-сырьевые ресурсы (газ -
более 32% стоимости балансовых запасов, уголь и сланцы нефть - около 16%), и металлы (черные - около 7%, цветные и редкие - более 6%) и нерудное сырье, Страна испытывает потребность в завозе извне сравнительно небольшой гаммы видов сырья - марганца, хрома, титана, свинца, цинка, ртути и некоторых других. Очевидно, что в перспективе Россия, располагая
таким весомым преимуществом, даже в условиях снижения
удельного веса сырья в мировом торговом обмене,
неизбежно сохранит за собой роль поставщика
минеральных ресурсов. Она не может пойти в фарватере
промышленно развитых стран, большинство из которых,
как известно, предпочитает по возможности сохранять
национальные природные ресурсы и импортировать сырье. Для того, чтобы страна в дальнейшем могла получать эффект от экспорта топливно-сырьевых товаров, требуется, как минимум, обеспечивать сохранение их ценовой конкурентоспособности. Вместе с тем и при сохранении ценовой
конкурентоспособности отечественного сырья
использование Россией преимуществ в обеспеченности
природными ресурсами в расширяющихся масштабах вряд ли
возможно. Во-первых, запасы самих ресурсов
небезграничны. По некоторым оценкам, промышленных
запасов, нефти (У/о от мирового объема запасов) в Другая важная группа конкурентных преимуществ России - сравнительная дешевизна некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам производственные фонды в промышленности, представленные, прежде всего универсальным обрабатывающим оборудованием. Отечественное промышленное производство весьма диверсифицировано по отраслям и носит комплексный характер. Используя накопленные фонды, можно было бы с меньшими капитальными затратами осуществлять необходимую модернизацию предприятии и переход к применению западных технологий среднего уровня. Это, в свою очередь, облегчило бы последующее включение российских производителей в международную кооперацию производства. Она могла бы осуществляться путем изготовления узлов, деталей и компонентов по заказам зарубежных производителей готовой продукции, организации сборочных производств с иностранным участием, сотрудничества в освоении новых видов продукции и т.д. Помимо производственных фондов страна располагает многочисленной квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться. Реализация преимуществ, связанных со сравнительной дешевизной факторов производства, могла бы принести достаточный эффект на стартовом этапе экономического подъема. Третья группа конкурентных преимуществ, которыми располагает Россия, - это преимущества более высокого порядка, дающие возможность сохранения позиций в состязании с зарубежными соперниками в динамике. В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам. Сосредоточены они, прежде всего в авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведении геологических изысканий. Освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства. Таким образом, перспективная задача России заключается в том, чтобы постепенно переходить к использованию конкурентных преимуществ более высокого порядка: оптимизируя экспорт сырья, расширять вывоз продуктов его углубленной переработки и готовых изделий - трудоемкой и техникоемкой продукции. Использование существующих и потенциальных конкурентных преимуществ сопряжено с необходимостью преодоления очевидных слабостей отечественного народного хозяйства. В их числе - значительная энергоемкость и материалоемкость производства, влекущая за собой дороговизну большинства видов отечественной готовой продукции в сравнении с зарубежными аналогами; технологическая отсталость многих отраслей промышленности, не позволяющая выпускать продукцию с высокими качественными характеристиками; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы; незавершенность процесса адаптации экономических субъектов к работе в рыночных условиях; высокий уровень криминализации сферы, внешнеэкономической деятельности и некоторые другие. В настоящее время конкурентные преимущества отечественной экономики во многом блокируются ее слабостями. Результатом этого является, в частности, то, что российский и мировой экспорт имеют абсолютно несхожую структуру: на долю топлива, руд и металлов приходится почти три четверти отечественного экспорта, на машины и оборудование - всего около 6%; в мировом экспорте удельный вес машин и оборудования составляет примерно 38%, а на топливо, руды и металлы приходится менее 14%. В экспорте российских обрабатывающих отраслей представлена главным образом низкотехнологичная (55%) и среднетехнологичная (42%) продукция, а на наукоемкие изделия приходится менее 3% поставок за рубеж. Современное состояние экспортной базы страны,
таким образом, не дает оснований рассчитывать на
быстрый эффект от использования стратегии
экспортоориентированного развития. Вместе с тем в
обозримом будущем у России нет иного выхода, кроме
коренной модернизации производств, имеющих перспективы
на внешних рынках, и изменения на этой основе
специализации страны в системе международного
разделения труда с учетом своих, конкурентных
преимуществ и потенциальных "ниш" на внешних рынках. Меру сочетания импортозамещающей и экспортоориентированной стратегий государственным органам предстоит определить при разработке структурной и промышленной политики на начало XXI века. Не определив их, государство рискует законсервировать стагнацию в экономике при отсутствии качественных сдвигов в ней. Опыт последних лет показывает, что неясность представлений об основных направлениях структурной перестройки народного хозяйства и средствах ее обеспечения, слепая вера во всесилие рынка, проявлявшиеся в действиях российских экономических ведомств в течение последних лет, привели, наряду с другими причинами, к серьезным негативным последствиям. В их числе утеря заметной части научно-технического потенциала, утяжеление структуры промышленности за счет добывающих отраслей, сдача российскими производителями своих позиций иностранным конкурентам на внутреннем и внешним рынках и некоторые другие. Представляется, что выбор приоритетов экономической политики государства должен быть результатом анализа возможностей народного хозяйства и тенденций мирового развития. Проведение государством экономической политики, способствующей росту и повышению конкурентоспособности отечественного производства, - необходимое, но не достаточное условие утверждения прочных позиций страны на мировом рынке готовой продукции: в конкурентной борьбе сталкиваются не столько страны в целом, сколько их конкретные предприятия и фирмы. Поэтому направляющее и поддерживающее воздействие государства может дать нужный результат лишь при условии ориентации отечественных предпринимательских кругов на укрепление и создание эффективных и высокотехнологичных производств, обеспечивающих новый уровень конкурентоспособности, на осуществление инвестиций и инноваций. Именно от деятельности отечественного бизнеса в первую очередь будут зависеть успех или неуспех привлечения иностранного капитала к техническому перевооружению промышленности, освоение прогрессивных технологий, внедрение современного опыта управления. Соответственно, и обновление внешнеэкономической специализации России в конечном счете будет связано со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и другие. Следовательно, только согласованные усилия государства и предпринимательских кругов, как показывает опыт других стран, могут привести к желаемым результатам: улучшению пропорций осуществляемого страной внешнеэкономического обмена, укреплению позиций России на мировых рынках. Открытость экономики и экономическая безопасность Россия в сравнительно короткие сроки вышла на
достаточно высокий уровень открытости. В настоящее
время она направляет на цели международного обмена
более пятой части ВВП и по этому показателю находится
в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Открыв свою недостаточно конкурентоспособную экономику, Россия объективно оказалась не в состоянии воспользоваться в полной мере преимуществами открытого развития. Переход к открытости, обеспечив поддержание шаткого равновесия в экономике, в то же время породил новые проблемы в производстве, кредитно-денежной сфере, финансах и других секторах хозяйства, которые, несомненно, осложнили экономическое развитие страны и ее взаимодействие с внешним миром. В связи со всем этим многие экономисты оценивают уровень открытости отечественной экономики как чрезмерный. Вместе с тем, при всех негативных последствиях открытия неподготовленной к состязательности с иностранными конкурентами экономики стало очевидным, что уменьшение степени включенности страны в мировое хозяйство на нынешнем этапе может обернуться для нее дополнительным ущербом. Обострение финансового кризиса в России осенью 1998 г. имело своим следствием резкое сокращение импорта и объемов иностранных инвестиций, заметное удорожание импортной продукции и последующий рост цен на товары отечественного производства. Это дестабилизировало ситуацию по существу во всех отраслях и секторах отечественного народного хозяйства, в каждом из регионов страны. Оказалось, что изоляция от мирового хозяйства, даже частичная, не снимает угроз экономическому развитию, а, напротив, осложняет его. Таким образом, на пороге XXI века Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Сущность экономической безопасности находит свое выражение в системе соответствующих критериев и показателей - индикаторов экономической безопасности, имеющих определенные пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины показателей, при выходе, за которые возникают препятствия нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, складываются негативные, разрушительные тенденции, наносящие ущерб обществу и среде обитания, ведущие к росту социальной напряженности и другим нежелательным последствиям. В число индикаторов экономической безопасности в сфере взаимодействия с внешним миром отнесены такие показатели, как доля импорта в потреблении населения (пороговое значение - 30%), коэффициент обслуживания внешнего долга (25%), величина золотовалютных резервов (не менее стоимости квартального импорта) и некоторые другие. Отечественная наука и практика в настоящее время
выделяют следующие ключевые угрозы экономической
безопасности, проявляющиеся в сфере
внешнеэкономических связей: тенденцию к превращению На наш взгляд не все эти явления можно с полным
основанием считать угрозами экономической
безопасности: не каждое из них препятствует
нормальному процессу воспроизводства и подрывает тем
самым социальную стабильность в обществе, надлежащий
уровень обороноспособности страны. Так, если отбросить
соображения престижа, следует признать, что включение Постановка вопроса о чрезмерной открытости российской экономики, которая по существу подразумевает необходимость снижения степени открытости, по меньшей мере дискуссионна. Россия вряд ли выиграет от сокращения
внешнеторговой квоты: экспортеры потеряют часть рынков
сбыта, на которые ориентировано их производство в
настоящее время, и будут вынуждены снизить степень
загрузки мощностей и занятости персонала; одновременно
с уменьшением экспортной выручки сократятся
возможности приобретения за рубежом продукции
инвестиционного назначения, необходимой для
модернизации производства, и товаров, не производимых
в стране, включая медикаменты и продукты питания Иными словами, суть проблемы заключается не столько в том, что внешнеэкономическая деятельность слишком либерализована, сколько в том, что государство, перейдя от командного управления к регулированию, пока не освоило в надлежащей мере новых функций и не использует всех принятых в мировой практике форм и методов протекционистской защиты своей экономики. Следовательно, более корректным было бы ставить вопрос не об угрозе экономической безопасности в связи с "чрезмерной" открытостью экономики, а об отсутствии в арсенале средств государственного регулирования внешнеэкономических связей действенных инструментов защиты различных секторов отечественного народного хозяйства в условиях формирования открытой рыночной экономики. Другими словами, «чрезмерная» открытость - это не собственно угроза, это - недостаточность действующих методов регулирования для отражения реально существующих угроз. Из всего этого вытекает, что в предстоящие годы было бы необходимым «построить» механизм внешнеэкономического регулирования и несколько усилить протекционистские акценты во внешнеэкономической политике. Степень импортной зависимости России. Специалисты считают, что превышение 30 процентного уровня доли импорта в объеме ресурсов внутреннего потребительского рынка ставит под вопрос независимость страны. В России на протяжении последних лет розничный товарооборот во все возрастающей мере формировался за счет импортных товаров. Если в 1991 г. ресурсы внутренней торговли состояли на 86% из отечественной продукции и только на 14% из импортных товаров, то в 1995-1997 гг. отечественные и импортные товары занимали в этих ресурсах уже практически равные доли. Импортным продовольствием обеспечивалось примерно 30% внутреннего потребления, импорт давал населению 70% телевизоров, 84% обуви, 58% чулочно- носочных изделий, 17% хлопчатобумажных тканей. Такая степень зависимости от поставок из-за рубежа обоснованно оценивалась как чрезмерная. В прошедшем году, однако, ситуация заметно изменилась. Трехкратная девальвация рубля, увеличение темпов инфляции до 84% против 11% в 1997 г. и сокращение реальных доходов населения в 2,5 раза, последовавшие за финансовым кризисом осени 1998 г., существенно ограничили возможности осуществления импорта в прежних масштабах. Очевидно, что существующие ограничители закупок за рубежом будут действовать и в ближайшей перспективе. Кризис, таким образом, оказался в известной мере полезным для отечественной экономики, поставив серьезную преграду на пути экспансии зарубежных товаров на внутренний рынок и частично сняв вопрос о чрезмерной импортной зависимости страны. Вместе с тем и при снижении импортной зависимости сохраняется необходимость повышения эффективности механизмов регулирования импорта в интересах российских производителей и потребителей Тарифные и нетарифные ограничения необходимо
использовать, прежде всего для того, чтобы помочь Разумеется, повышение степени протекционистской
защиты не должно выходить за принятые в мировой
практике рамки ограничений импорта в противном случае
Технологическая перестройка экспорта - это сложная и трудная задача, решение которой требует времени и крупных инвестиций. Очевидно, что топливно- сырьевую направленность нашего экспорта в короткий срок не изменить, стране еще долгие годы придется в своем экспорте преимущественно ориентироваться на эти товары К тому же в условиях системного кризиса российской экономики и обострения валютно-финансовой ситуации в стране, экспорт выступает практически как единственный крупный источник валютных доходов, крайне необходимых для решения острых хозяйственных и социальных проблем В этой связи в среднесрочной перспективе на первый план выходят, по меньшей мере, две задачи - максимально возможная мобилизация ресурсов топливно-сырьевого экспорта как основного источника валютных поступлений, - последовательное создание условий для наращивания экспорта готовых, прежде всего наукоемких, изделий и коммерческих услуг Решение этих задач объективно требует усиления управленческих и регулирующих функций государства, адекватных складывающимся рыночным отношениям, выработки баланса интересов государственных, предпринимательских и потребительских структур в целях выхода экономики из кризиса и обеспечения экономической безопасности страны. Среднесрочные перспективы реальных поставок на внешние рынки основных топливно-сырьевых товаров и продукций первого предела складываются по-разному, в зависимости от многих внешних факторов (ресурсная база, динамика производства, устойчивость внешнего спроса, условия сбыта и рентабельность сделок, перспективы увеличения внутреннего потребления по мере оживления отечественной экономики и др.) Наиболее благоприятны, на наш взгляд, перспективы
экспорта природного газа, который рассматривается
основное, наиболее чистое топливо XXI века. Имеются возможности для существенного увеличения
экспорта электроэнергии в Европу путем использования
свободных мощностей РАО «ЕЭС России» и восстановления
трансевропейского транзита «Восток-Запад», учреждения
общеевропейского рынка электроэнергии в рамках В то же время ограниченные перспективы складываются в отношении наращивания физического объема экспорта цветных и черных металлов и продукции их первичной переработки, удобрений, некоторых исходных продуктов базовой химии и нефтехимии и некоторых других. Это связано как с насыщенностью рынков наших контрагентов российской продукцией, ростом конкуренции и волной антидемпинговых мер, так и достижением максимальных размеров экспортных квот, которые неизбежно будут уменьшаться по мере оживления деловой активности в стране. Как представляется, топливно-сырьевой сектор экономики может развиваться преимущественно на основе самофинансирования путем использования экспортных доходов, а также за счет привлечения прямых иностранных инвестиций в разработку крупных и перспективных месторождений и модернизацию производственно-технологических процессов на современном уровне. Прямая государственная поддержка и меры организационного порядка необходимы лишь в исключительных случаях. Подчеркивая необходимость сохранения и, по возможности, наращивания вывоза топливно-сырьевых товаров в ближайшие годы за счет мобилизации внутренних резервов и поддержки государства, нельзя упускать из виду и стержневую проблему российского экспорта - постепенного облагораживания товарной структуры и тем самым придания ему динамизма. В среднесрочном плане определенного увеличения
промышленного экспорта можно добиться за счет выпуска
освоенных нашей промышленностью изделий машиностроения
и других видов готовой продукции при условии улучшения
финансового положения предприятий и активной поддержки
продвижения продукции на внешние рынки. По данным Однако простое наращивание количественных показателей вывоза промышленной продукции, выпускаемой на основе разработок 70-80-х годов (даже в модернизированном виде), узловую проблему российского экспорта не решит. Это объясняется тем, что центр тяжести в конкурентной борьбе на мировом рынке все более смещается в сферу НИОКР и технологического лидерства, интеллектуального потенциала страны. Решающую роль в этом отношении могла бы сыграть концентрация усилий государства на одном направлении - завершении конверсии ВПК, который является основным резервом расширения и увеличения экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции гражданского и двойного назначения. Равноправное участие России в международном разделении труда может быть обеспечено только максимальным использованием лучших отечественных технологий и разработок, а они почти полностью сосредоточены в оборонных отраслях. Актуальность и сложность решения стоящей перед Вместе с тем экспорт вооружений и военной техники (военно-политические факторы преобладают над экономическими) экспорт отечественных ВВТ нуждается в активной дипломатической поддержке и определенной стабильности в его организации. ВПК располагает также рядом отраслей и
производств, технологические заделы которых позволяют
выпускать продукцию двойного назначения мирового
уровня. К ним относятся авиационная, атомная, ракетно-
космическая, электронная и судостроительная
промышленность, тяжелое энергомашино и станкостроение, На наш взгляд, имеются определенные перспективы
развития экспорта технологий двойного назначения в Очевидно, что в ближайшей перспективе страна не в состоянии добиться высокого технико-экономического уровня и должной конкурентоспособности по широкой товарной номенклатуре готовых изделий, догнать и перегнать конкурентов по многим направлениям; разброс усилий в этой области не даст желаемых результатов. Концентрация усилий на немногих, но потенциально высокоэффективных и быстроокупаемых экспортных проектах, помимо наращивания экспорта и облагораживания его структуры, будет увеличивать спрос на продукцию смежных отраслей и тем самым, содействовать последовательному технологическому обновлению и подтягиванию на более высокий уровень отстающих отраслей и производств, работающих на внутренний рынок. Несмотря на бедственное положение российских научных центров, в последнее время появился целый ряд уникальных научных разработок мирового уровня. Национальный институт авиационных технологий разработал концепцию по превращению производства передовой наукоемкой продукции в высокодоходный сектор российской экономики. Однако приводимые расчеты - в начале XXI века Россия может претендовать на 10-15% мирового рынка такой продукции, что будет приносить стране 120-180 млрд. долл. в год - на наш взгляд, являются чрезмерно оптимистичными. Слишком в критическом состоянии находится наша экономика и чересчур сложна и трудна поставленная задача, чтобы ее решить в такой короткий срок. Россия в многополюсном мире будущего Основная тенденция развития мировой экономики на пороге XXI века - ее глобализация, под которой понимается возрастание объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающееся нарастанием экономической взаимозависимости стран мира. В процессе глобализации просматриваются в
настоящее время два вектора. С одной стороны, в
мировой экономике происходит усиление позиций США. С другой стороны, все более четкие очертания приобретает процесс нарастания полицентризма. По оценкам специалистов, этот процесс может стать определяющим в начале следующего века. В первой четверти нового века можно ожидать завершения формирования трех мощных торгово- экономических суперблоков: - расширенного Евросоюза, в который наряду с нынешними его членами будут входить европейские страны бывшего СЭВ и страны Балтии; - американской зоны свободной торговли, включая участников сегодняшней НАФТА (североамериканской зоны свободной торговли) и страны Латинской Америки; - азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли и на базе нынешней Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. ЕС, намерившийся расшириться к 2005 г. на восточном направлении, заметно нарастит свой ресурсный потенциал - территорию на 34% население на 29%, станет весьма крупным рынком, охватывающим 26 стран с 500 млн. потребителей. Доля этого суперблока в мировом ВВП может составить 22-23%. В западном полушарии к середине первого
десятилетия нового века намечается создать еще более
крупное либерализованное рыночное пространство в
составе трех десятков стран с населением 850 млн.
человек. Программу формирования этого пространства
поддержали два панамериканских форума (в 1994 г. и Страны азиатско-тихоокеанского бассейна (21 государство, включая Россию) провозгласили программу создания в регионе к 2020 г. зоны свободной торговли и инвестиций. На долю этих стран (включая США и Канаду) уже сегодня приходится 1/2 мирового ВВП. По прогнозам, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, составляющие основу этого суперблока, скорее всего, предпочтут ориентироваться не на западных партнеров, а на ведущие азиатские державы - Японию и Китай (в перспективе), что со временем может способствовать подчинению стратегии всего блока интересам прежде всего азиатских стран тихоокеанского региона. Таким образом, вырисовывается перспектива формирования на планете по меньшей мере трех полюсов экономической мощи - европейского, американского и восточноазиатского. Перечисленные торгово-экономические суперблоки объединят практически половину государств планеты. К ним волей-неволей будут тяготеть страны экономической периферии. Суперблоки во многом станут определять правила и нормы международного перемещения товаров, услуг и капитала. Обходить эти правила будет все труднее и опаснее, за их нарушение придется платить все более высокую экономическую и политическую цену. Очевидно, что главным направлением эволюции правил и норм международных экономических отношений в русле целей создания данных суперблоков может быть повышение степени открытости национальных хозяйств, дальнейшая либерализация режимов международного перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Мировой опыт показывает, что открытие экономики расширяет возможности использования внешнего фактора в интересах ускорения развития. Оно позволяет в более значительных масштабах применять в национальном хозяйстве уже освоенные за рубежом передовые технологии, новые поколения машин и оборудования, современный опыт управления производством и сбытом, привлекать из-за границы дополнительные материальные и финансовые ресурсы, включаться в международную производственную кооперацию. Вместе с тем экономическая открытость несет с собой, в особенности странам с развивающейся и переходной экономикой, определенные опасности. Они связаны в первую очередь с возникновением угроз подавления национальных производителей иностранными конкурентами, возрастания зависимости отдельных отраслей хозяйства от мировой конъюнктуры, торговой и финансовой политики промышленно развитых стран, дестабилизации финансовой системы и денежного обращения и развития других негативных процессов. Россия, будучи членом АТЭС, а в перспективе и Не менее важно, видимо, ответить на вопросы о том, каким путем и в каком качестве будет взаимодействовать Россия со складывающимися полюсами экономической мощи, в чем состоят достоинства и недостатки каждой из возможных моделей ее экономического сотрудничества с внешним миром. На наш взгляд, существует несколько вариантов включения России в меняющуюся мировую экономику: в качестве участника одного или сразу двух суперблоков (европейского и восточноазиатского); - в качестве лидера самостоятельного интеграционного объединения постсоветских государств; - в качестве независимого аутсайдера. При любом из этих вариантов Россия, скорее всего,
не может рассчитывать на то, чтобы занять ведущие
позиции в мировой экономике: ее доля в мировом ВВП составляет ныне 1,7%. Вариант подключения к суперблокам. По мнению
сторонников сближения России с ЕС, членство в Однако вхождение России и в европейское, и в азиатско-тихоокеанское интеграционные сообщества вовсе не гарантирует России автоматического прилива финансовых и материальных ресурсов из входящих в эти сообщества стран. Оно отнюдь не возлагает на эти страны обязательств по сотрудничеству в освоении российских природных ресурсов. Важно также иметь в виду то обстоятельство, что
включение сразу в два экономических блока чревато для 3. Бжезинский, например, анализируя перспективы мирового развития, связывают будущее России с вариантом ее раздела на европейскую, сибирскую и дальневосточную республики. Вариант интенсивного развития интеграции в СНГ. Реализуя этот вариант, Россия, кроме того,
получала бы преференциальный режим доступа к
источникам сырья, находящегося в странах СНГ, за счет
которого ранее покрывалось 70-100% ее потребностей Экономический союз со странами СНГ, прежде всего
с Украиной и Белоруссией, облегчил бы также проблему
транспортировки российских внешнеторговых грузов на
европейском направлении" сопредельные страны, как и Весьма важными здесь являются еще два обстоятельства. Пространство СНГ, во-первых, превратилось бы в достаточно крупный рынок с 300 млн. потребителей. Во-вторых, страны содружества получили бы возможность сообща отстаивать свои экономические интересы в соперничестве с другими экономическими группировками. В интегрированном сообществе стран СНГ Россия объективно заняла бы лидирующее положение, ее экономический и научно-технический потенциал заметно выше, чем у всех остальных стран содружества, вместе взятых. По нашему мнению, этот вариант в обозримом будущем является наиболее предпочтительным Варианты отношений России с мировым хозяйством в качестве независимого аутсайдера. В принципе они маловероятны, но могут реализоваться в случае обострения внешнеполитической обстановки при захвате власти в стране крайне радикальными элементами. Они могут состояться также в тех случаях, если попытка создания на территории бывшего СССР экономического, таможенного и валютного союзов потерпит неудачу, либо подключение к суперблокам окажется чисто формальным. При таких вариантах развития событий России вряд ли удастся уйти от нынешней неэффективной схемы взаимодействия с внешним миром, и внешнеэкономические связи останутся для нее инструментом решения текущих задач сбалансирования внутреннего спроса и предложения. Итак, сегодня Россия стоит перед выбором пути
дальнейшего развития. Обсуждение связанных с таким
выбором проблем приобрело, и будет иметь неизмеримо
важное значение. Именно этим определяется тот факт,
что данные проблемы постоянно находятся в поле зрения Основные тенденции 90-х годов В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский финансово-экономический кризис, в результате которого существенно
упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего
энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе В 1998 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) сократился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 118,1 млрд. долларов. Российский экспорт в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997 г. на Российский импорт (без учета неорганизованной торговли) сократился в 1998 г. на 15% и составил 45,6 млрд. долларов. Особенно сильным это снижение было в августе - декабре 1998 г. (47% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г.). В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально- экономического положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы)
составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г. Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дезорганизации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26%). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23%, а со II полугодием 1998 г. - на 7%). Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34%). 1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограничений в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных. На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответственно 17 и 13%. Ведущими торговыми партнерами России являются Германия, Украина, 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82% (1998 г. СНГ - 18% (в 1998 г. - 22%). В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5%, а его физический объем - на 10%). Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5%, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложилась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности). Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности. В то же время произошло сокращение на 4% экспортных поставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорганизованной торговли сократились на 30% и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13%. Основным фактором падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19%. В известной степени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения. Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса. Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны правительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала. В соответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условиях национального режима. В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями. Для предприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года работы установлен льготный налоговый режим. Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли. Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления капиталовложений в российскую экономику. Стратегическое направление внешнеэкономической политики Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ
является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое
сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических
связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской
экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно- сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней. В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей: - повышение конкурентоспособности российской экономики; - сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке; - сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров. Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции. В настоящее время в основном уже завершен так называемый Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе переговорного процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит не только от российской стороны, но и от позиции наших торговых партнеров. Установленный в России внешнеторговый режим, либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях. В настоящее время ограничительные меры (главным образом
антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к
российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама. Государственное регулирование внешнеэкономических связей С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет: во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.; во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки; в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов. При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств. Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности; в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики. Перспективы на 2000 г. В 2000 г. можно ожидать умеренного увеличения стоимостных объемов экспорта. Хотя в его структуре по-прежнему будут преобладать топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, лесобумажные товары, химические товары и удобрения. На динамику стоимостных объемов российского импорта будут оказывать влияние развитие процесса импортозамещения, сохранение ориентации на закупки за рубежом более дешевых товаров народного потребления. Острая потребность в модернизации производственной базы российской промышленности будет способствовать увеличению импорта инвестиционного оборудования и технологий. Объем внешнеторгового оборота (без учета неорганизованной торговли) в 2000 г. оценивается в 107 млрд. долларов (на 3% выше уровня 1999 г.), в том числе со странами дальнего зарубежья - 86 млрд. долларов (на 1%), со странами СНГ - 21 млрд. долларов (на 9%). Объем экспорта России составит 74 млрд. долларов, а объем импорта Пути стимулирования российской внешней торговли Текущее положение в сфере внешней торговли Внешняя торговля имеет важное значение в экономике России, так как страна импортирует широкий спектр товаров, необходимых ей для жизни (продовольственные товары, товары народного потребления, машины и оборудование, промышленное сырье, химическую продукцию и многое другое), оплачивая их за счет своего экспорта (нефть, газ, металл, продукция химической промышленности и т.д.). Поданным ЦБ РФ, объем российского экспорта и импорта составил в 1998 г. около 70 и 60 млрд. долл. соответственно, а за семь месяцев 1999 г. — 38,78 и 22,35 млрд. дол. соответственно. И для российской экономики было бы очень полезно дополнительно использовать хотя бы часть из них. Много было написано о том, что составляющие российского экспорта и импорта не очень благоприятны для развития страны. Экспортируются, в основном, полезные ископаемые и сырье, а импортируется готовая продукция. Решение этой проблемы возможно только при подъеме собственной обрабатывающей промышленности России. Тем не менее, даже при сегодняшнем составе экспорта и импорта существуют возможности для получения более выгодных условий их проведения, а также привлечения дополнительных средств, которые могут быть направлены на развитие российских компаний. Речь идет о широком использовании во внешней торговле банковских инструментов. Особое значение приобретают, на наш взгляд, направления торгового и структурного финансирования. В мировой практике используется большое количество банковских инструментов, призванных облегчать и стандартизировать внешнеэкономические операции. Это — инструменты платежа (банковский перевод, инкассо, аккредитив) и гарантийные инструменты (банковская гарантия, авалирование векселей), а также способы получения дополнительного финансирования (торговое и структурное финансирование). Общепризнанно, что огромную роль в экономической жизни любой
страны играет кредит, это утверждение справедливо и для внешней
торговли. Не всегда предприятие, способное произвести востребованную
рынком продукцию, имеет средства для запуска процесса производства. Иностранный экспортер идет на отсрочку оплаты отгруженного товара
при наличии у него надежных гарантий платежа (банковская гарантия,
аккредитив, вексель, выданный или авалированныи надежным банком). Подобным же образом российский экспортер может привлечь средства иностранного покупателя до того, как отгрузит или даже произведет продукцию (например, под гарантию возврата аванса). Преимущества, которые появляются при использовании банковских инструментов во внешней торговле, очевидны. Однако для полного их использования необходима полноценная банковская система, которой в настоящее время в России нет. Сегодня для российских банков закрыто большинство иностранных кредитных линий. Документарные инструменты практически всех банков (за редким исключением) подтверждаются только при перечислении в иностранный банк 100%-го обеспечения, т.е. валюты. Понятно, что эту валюту должен предоставить клиент. В результате эффективность сделки резко снижается. Российскому импортеру проще поверить иностранному контрагенту и произвести ему предоплату за товар, чем использовать услуги банка, уплачивая при этом комиссию. Вообще так называемое документарное кредитование (предоставление клиентам документарных инструментов под залог обеспечения, использующегося в кредитных проектах), которое было сильно развито до финансового кризиса 1998 г., в сегодняшних условиях практически отсутствует. Банки либо вообще отказываются принимать какое-либо обеспечение, кроме валютного депозита, либо предлагают невыгодные условия (высокая процентная ставка, большой дисконт по покрытию и т.п.). Поэтому большинство российских импортеров сегодня работают на условиях предоплаты. Также ни импортеры, ни экспортеры даже и не мечтают о доступе к более дешевому иностранному финансированию, которое они могли получать до кризиса. Примером получения средств от западных компании может служить реализация собственного векселя российской компании и авалированного крупным российским банком на иностранном финансовом рынке. Сегодня иностранные инвесторы не верят в надежность российских банков, и подобные технологии работы практически прекратили свое существование. Таким образом, перед российскими компаниями, участвующими во внешней торговле, в настоящий момент стоят следующие проблемы: экспортеры сначала отгружают продукцию, и только потом получают деньги; у них отсутствует доступ к предэкспортному финансированию; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом; импортеры производят предоплату за товар, и только потом получают его; у них отсутствует доступ к коммерческому кредиту поставщика; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом. Для решения указанных проблем можно и нужно применять методы торгового и структурного финансирования. Торговое и структурное финансирование Торговое и структурное финансирование — понятие, объединяющее в себе банковские операции и услуги, предназначенные для компаний- участников внешнеторговых отношений. Эти операции и услуги помогают участникам международных торговых сделок достичь поставленных целей, а именно: для покупателей: получать приобретаемые товары или услуги в установленном количестве, требуемого качества, своевременно и в нужном месте; производить оплату после получения полной уверенности в том, что продавец полностью выполнил свои обязательства; управлять движением наличности, привлекать банковское финансирование; получать максимально возможную отсрочку платежа; для продавцов: иметь уверенность в том, что с ним произведут полный расчет в согласованный срок; привлекать банковское финансирование для производства товара и осуществлять поставку; своевременно получать оплату поставки и улучшать ликвидность своего бизнеса; получать платеж в установленном размере и валюте в своем банке. Для достижения перечисленных целей банки предлагают услуги с использованием документарных инструментов: банковских гарантий, аккредитивов и векселей. Указанные инструменты применяются для страхования различных рисков, сопряженных с международными торговыми сделками, таких как платежные риски, риски исполнения обязательств, политические валютные и др. Суть всех операции по торговому и структурному финансированию сводится к перекладыванию ответственности по обязательствам непосредственных участников международных торговых отношении и производителей экспортных товаров на крупные коммерческие финансовые институты, а также различные государственные фонды кредитования экспорта. Например, банки, изучив кредитоспособность своих клиентов и обеспечив себя необходимым покрытием, принимают на себя ответственность по обязательствам своих клиентов перед их зарубежными партнерами. Это осуществляется путем выпуска и подтверждения аккредитивов и банковских гарантий, а также авалирования векселей клиентов. Надежность западных банков изучена и оценена различными рейтингами, поэтому и обязательства этих банков (в виде документарных инструментов) имеют определенную надежность и "стоимость", то есть могут служить источником финансирования. Такая возможность реализуется, когда будущее право требования по документарному обязательству переуступается за наличные, либо за другие ликвидные активы в текущий момент времени с оговоренным дисконтом (досрочный учет). При этом приобретателями таких прав, как правило, выступают также банки. Наиболее простая форма обязательства с точки зрения переуступки права требования — вексель. Перс-уступка в этом случае обычно оформляется соглашением о продаже векселя и проставлением соответствующего индоссамента на векселе. Также широко применяется дисконтирование будущей выручки по аккредитивам, когда бенефициар (получатель) до оговоренного в аккредитиве срока представляет в исполняющий банк соответствующие условиям аккредитива документы и банк выплачивает за них сумму за вычетом дисконта. Что касается переуступки прав требования по банковским гарантиям, то здесь дело обстоит сложнее, так как, во-первых, они чаще всего содержат условие, не допускающее переуступку третьим лицам, а, во- вторых, это самое право возникает, как правило, непосредственно при предъявлении требования по гарантии, подтверждающее возникновение дефолта по основному обязательству. Несмотря на эти сложности, банкам удается использовать гарантии как инструмент финансирования. Перспективы развития торгового и структурного финансирования в После августа 1998 г. из-за резкого падения курса рубля импорт товаров в Россию значительно сократился. В первую очередь, снизился ввоз продуктов питания, алкогольных напитков и табака иностранного производства. Россия стала меньше покупать машиностроительного оборудования (особенно, электрооборудование и средства наземного транспорта) и продукции химической промышленности (химические нити и химические волокна). Тем не менее, импорт продолжает играть важную роль в жизни страны, поскольку отечественная промышленность (особенно обрабатывающая) сейчас характеризуется крайне слабым развитием. Экспорт, переживавший трудные времена в связи с финансовым
кризисом, в последнее время возвращается к прежнему состоянию. Использование методов торгового и структурного финансирования при проведении экспортных и импортных операций позволяет наряду с лучшей защитой российских продавцов и покупателей, еще и оставлять в стране те средства, которые уходят за границу в качестве предоплаты за импорт или не поступают в Россию в качестве аванса за экспорт. Международная торговля является сложным видом деятельности, требующим специальных знаний. Любые нарушения правил и обычаев её проведения могут привести к длительным переговорам, дополнительным издержкам и даже судебному разбирательству. Банки, которые играют все большую роль во внешней торговле, осуществляя платежи по внешнеторговым сделкам или предоставляя дополнительное финансирование, являются участниками расчетов, не будучи при этом участниками непосредственно торговых операций. Вопросы расчетов во внешней торговле являются наиболее сложными, так как покупатели и продавцы обычно имеют различные интересы относительно форм, сроков и условий расчетов. Таким образом, можно прогнозировать, что услуги банков по обслуживанию внешней торговли будут постоянно востребованы, и их совокупный объем будет расти из года в год. Однако в связи с кризисом российской банковской системы финансовые и инвестиционные компании начинают предлагать своим клиентам услуги по торговому и структурному финансированию, используя при этом иностранные банки и финансовые институты. Например, московская инвестиционная компания "IQ Invest" начала
предлагать услуги по выпуску аккредитивов и гарантии в валюте через
первоклассные западные банки, а также по выпуску рублевых и валютных
аккредитивов и гарантий через российские филиалы западных банков. Широкое внедрение торгового и структурного финансирования в Заключение: Россия в современном мире - проблемы и перспективы При проведении радикальных преобразований в той или иной стране нередко случается, что к власти приходят (или приобщаются) люди реформаторского толка, у которых есть определенные идеи, устремления, некий образ того, что должно было бы получиться, по их мнению, в результате проводимых реформ. И они пытаются эти устремления реализовать, воплотить в жизнь, не принимая во внимание реальные социальные, экономические и политические условия в стране. Но когда спустя какое-то время они смотрят на результаты своих трудов, то приходят в недоумение, а иногда даже в ужас: вместо ожидаемого результата получилось совсем не то, а в некоторых своих чертах - нечто противоположное тому, о чем мечталось и к чему стремились. К сожалению, на мой взгляд, это произошло в нашей стране с теми
либералами и радикальными демократами, которые искренне хотели
проведения глубоких рыночных реформ. Разумеется, как это всегда бывает
во время великих потрясений, к власти примазывается много случайных
попутчиков, перевертышей, которые вчера энергично ратовали за
предыдущий курс, а сегодня внезапно примкнули к сторонникам новых
идей. Но была наверняка группа, которая искренне верила, что можно,
придя к власти, в одночасье, за пару-тройку лет превратить советскую Список литреатуры: Внешторг – 2000 №2 Финансы – 2000 №2 Эко – 2000 № 7 Общество и экономика – 1999 №3-4 Деньги и кредит – 1999 № 2
|
|