| |||
Реферат: Денежное обращение и типы денежных системсмотреть на рефераты похожие на "Денежное обращение и типы денежных систем" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: “макроэкономика” на тему: «Денежное обращение и типы денежных систем. Денежная политика.» Выполнил: студент группы Ф-4 М. В. Михальчук Проверила: Е. В. Рыжко Брест 2001 Содержание: Введение. Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Денежная политика занимает важное место в жизни общества. Денежная
политика является частью монетарной политики, куда помимо нее входят
валютная и кредитная политика. Денежная политика нацелена на обеспечение
экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Уровень
жизни населения напрямую зависит от политики, которую выбрало государство. Но для того, чтобы приступить к раскрытию моей темы, необходимо дать определение денег, рассказать об их историческом развитии и их функциях. «Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы, чтобы потратить их. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят нас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка». 1. Деньги и денежное обращение 1.1. Деньги, их роль и функции. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение
денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились
излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные
продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались Развитие ремесел и особенно плавки металлов несколько упростило дело. Изобретение бумажных денег приписывают, конечно, с большей долей условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнительных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение расширяло торговые возможности, но вместе с тем, нередко затрудняло размен этих бумажных дубликатов на металлические монеты. В Европе появление бумажных денег связывают обычно с опытом Франции Со времени первой мировой войны, тенденция к прекращению размена банкнот на золото распространяется повсеместно. Перед центральными банками встала задача неусыпного контроля за денежным обращением. На самом деле, бумажные деньги сами по себе полезной ценности не имеют. Бумажные деньги - символы, знаки стоимости. Почему же тогда произошел повсеместный и в последствии закрепившийся отход от золота? Самое простое объяснение: бумажные деньги удобны в обращении, их легко носить с собой. Неплохо вспомнить слова великого англичанина Адама Смита, который говорил, что бумажные деньги должны рассматриваться в качестве более дешевого орудия обращения. Действительно, в обороте монеты стираются, часть благородного металла пропадает. К тому же, возрастают потребности в золоте у промышленности, медицины, потребительской сферы. И главное - товарооборот в масштабах, исчисляемых триллионами долларов, марок, рублей, франков и других денежных единиц, золоту просто не под силу обслужить. Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена. Бумажные деньги - банкноты и казначейские билеты - обязательны к приему в качестве платежного средства на территории данного государства. Их стоимость определяется лишь количеством товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги. Итак, XX в. ознаменован переходом к обращению бумажных денег и превращением золота и серебра в товар, который можно купить по рыночной цене. Сегодня деньги диверсифицируются, буквально на глазах множатся их виды. Вслед за чеками и кредитными карточками, появись, дебетные карточки и так называемые “электронные деньги”, которые, посредством компьютерных операций, можно использовать для переводов с одного счета на другой. А во времена экономического кризиса, при рационировании, появляются талоны, обращающиеся наряду с денежными купюрами. Западные экономисты склоняются к тому, что в будущем
бумажные деньги - банкноты и чеки вообще исчезнут и их заменят электронные
межбанковские трансакции. Деньги останутся, но станут “невидимыми”. Таким
образом, можно выделить основные этапы истории развития денег: Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность. Сущность денег проявляется через: 1) всеобщую непосредственную обмениваемость; 2) самостоятельную меновую стоимость; 3) внешнюю вещную меру труда. Кроме того, деньги имеют собственную классификацию. В частности, по
форме существования деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги
в свою очередь подразделяются на реальные деньги (это монеты из
драгоценных металлов, слитки), кредитные деньги (банкноты и казначейские
билеты) и разменные монета. Безналичные деньги могут существовать как в
рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты Деньги обладают определенными функциями. Функции денег: 1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. 2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. 3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми. 4. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. 5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ - это деньги в системе международных экономических отношений. Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствляющее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка. 1.2. Денежное обращение и виды денежного обращения Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги
находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими
лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Базовыми категориями денежного обращения являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно- кредитная политика. Денежная единица - это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг. Денежная масса - это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность денежно- кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство финансов и т.д.). Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью экономической системы и основами денежно-кредитной политики. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. Налично - денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещении по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д.). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги. В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям, т.е. безналичные расчеты за товары и услуги; по финансовым обязательствам, т.е. платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, сокращаются издержки на печатание и доставку наличных денег. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: V предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; V юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; V юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам; физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств. Денежное обращение — достаточно сложная конструкция, соединяющая как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны. Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах: во-первых, отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы. Если нет этой отлаженности, то на пути движения денег возникают тромбы, замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи; во-вторых, способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров. В решении этой задачи исключительное значение имеет правильное определение количества денег в обращении, в-третьих, характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию. Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию. Недостаток денежной массы не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаимозачеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы, поскольку платежи в бюджет совершаются не "живыми" деньгами, а в натуральном эквиваленте; в-четвертых, хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для выплаты заработной платы, финансирования оборотных средств. Этот недостаток можно считать относительным, поскольку значительная часть денег циркулирует в теневой экономике, уходит от налогообложения и вывозится за рубеж, оседая на счетах оффшорных компаний. Одним из основных ориентиров денежной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы. Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что одна денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году. Длительное время денежные системы многих стран опирались на жесткую привязку денежной массы к золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота, и, самое главное, держатели бумажных денег могли обменять их на золото. Динамика цен на золото играла исключительную роль в общей ценовой конъюнктуре и тем самым воздействовала на денежную массу. С отходом от этого золотого правила денежного обращения в качестве обеспечения денег выступают товарная масса и финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото, и другие драгоценные металлы. Эти фундаментальные факторы формирования денежной массы продолжают действовать и в современной экономике, хотя общее факторное поле денежного обращения усложнилось. С учетом опыта стран с рыночной экономикой Центральный банк РБ ведет расчеты следующих денежных агрегатов: М0 - наличные деньги в обращении; M1 = М0 плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, плюс средства страховых компаний, плюс депозиты населения до востребования в Сбербанке и в коммерческих банках; М2 = M1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке; М3 = М2 плюс сертификаты и облигации госзайма. Состав денежных агрегатов неодинаков в разных странах. В США
применяется более широкий состав денежных агрегатов. Например, в М2
включаются ценные бумаги по однодневным операциям репо (покупка и продажа
ценных бумаг с обратным выкупом - продажей), депозитные счета денежного
рынка; взаимные фонды денежного рынка (общего назначения, брокерские,
дилерские). В М3 дополнительно к М2 включаются краткосрочные векселя
казначейства, срочные соглашения о выкупе, заключаемые коммерческими
банками. Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархичную систему: каждый
последующий денежный агрегат включает в свой состав предыдущий. Денежные
агрегаты отличаются по степени ликвидности, под которой понимается Считается, что надежные финансовые активы приносят более низкие
ожидаемые доходы, чем активы, связанные с риском. А самыми надежными
активами являются деньги М1, которые включают финансовые активы М0 • сокращается как доля наличных денег в обороте (денежный агрегат М0), так и доля депозитов до востребования в рублях, а значит, и доля денежного агрегата М1; • сокращается доля срочных депозитов в рублях и доля денежного агрегата • сокращается доля агрегата М3 • увеличивается доля депозитов в иностранной валюте, что подтверждает вывод о долларизации экономики; • уменьшается доля депозитов населения ~ рублевых и инвалютных (на 1.12 • активная совокупная денежная масса (наличные деньги в обороте + депозиты до востребования в рублях и иностранной валюте) в структуре совокупной денежной массы является относительно стабильной. Так как удельный вес денежного агрегата М1, в Республике Беларусь не высок, то осторожный инвестор, вероятно, будет иметь разнообразный портфель с финансовыми активами М1, и часть рисковых активов. Такое предположение подтверждается и тем, что спрос на деньги зависит от ожидаемых доходов по другим финансовым активам и от степени риска при ожидании доходов по этим активам. Количество денег, накапливаемых в соответствии с трансакционным мотивом и мотивом предосторожности, будет оставаться постоянным, пока постоянна денежная масса в обращении. Большее предпочтение ликвидности приводит к уменьшению скорости обращения денег, так как большее количество денег удерживается вне обращения на более длительные периоды. Только в этом случае в произведении (М • V) мы можем ожидать, что увеличение М будет в некоторой степени скомпенсировано уменьшением V. Таблица1 Структура совокупной денежной массы Республики Беларусь, % С другой стороны, накопление денег в спекулятивных целях гораздо менее
стабильно. Оно определяется разницей между текущими и ожидаемыми
процентными ставками с учетом инфляции. В этой связи необходимо отметить,
что при оценке спроса на деньги используется номинальная ставка процента,
которая назначается коммерческими банками по кредитным операциям, и
реальная ставка процента, отражающая реальную покупательную способность
дохода, получаемого в виде процента. Связь номинальной (i) и реальной
ставки процента (r) определяется через инфляцию ([pic]): i = r + [pic]. Не трудно заметить, что r = i - [pic]. Для определения реальной ставки процента (r) при высоких темпах инфляции используется более точная формула: r = (i - [pic])/(1+[pic]) . Ситуация с реальной ставкой по депозитам физических лиц в национальной валюте в Республике Беларусь пока не имеет тенденции к существенному улучшению (по долгосрочным вкладам на 1.01 1999 г. она была отрицательной и составляла -14,4%, на 1.12 1999 г. - -6,2%). Не являясь положительной, она не способна быть стимулом для спекулятивного мотива. Для сравнения отметим, что в России этот мотив может уже срабатывать, так как реальная ставка по депозитам физических лиц по долгосрочным вкладам за данный период изменилась с отрицательной -7,3% до положительной +6,3%. Можно избежать подрыва сбережений при о три нательной ставке процента по депозитам в национальной валюте и получать реальные положительные доходы при размещении депозитов в иностранной валюте. Но в условиях Беларуси и это не срабатывает. Таким образом, при росте инфляции скорость обращения денег увеличивается. В странах с низкой инфляцией величина скорости обращения денег V варьирует до 2, в инфляционной же экономике Республики Беларусь она превышает значение 10. 1.3. Денежная масса: спрос и предложение. В настоящее время сложились, условно говоря, как бы два подхода к экономической сущности денежной массы, ее роли и месту в системе экономического регулирования, а также к методам обоснования. Согласно первому подходу, денежная масса является чуть ли не доминирующим фактором стабилизации цен, сбалансированности бюджета, спроса и предложения в целом. Подобный подход опирается на опыт последних лет советской экономики, когда был ослаблен контроль за денежным обращением, эмиссия не сопровождалась мерами по укреплению рубля, а ее масштабы не согласовывались с динамикой цен, что и вызвало невосполнимый товарный голод. Отсюда вполне правомерна постановка вопроса о более жестком регулировании денежной массы. Но для правильного установления ее объемов необходимо хорошо знать факторы формирования денежной массы и их взаимосвязи. Иначе можно так заузить денежную массу, что это приведет к стагнации естественного оборота материальных ценностей и всего платежного оборота. Второй подход основывается на том, что деньги и кредит выступают самостоятельными активными факторами оживления хозяйственного оборота, пополнения оборотных средств, расширения инвестиций. Правда, это требует надежной и слаженной системы продвижения денежной массы (кредитная и бюджетная политика, целевое расходование фондов). Такой подход предполагает, что денежная масса, хотя и является очень важным индикатором, существует в системе других, не менее значимых регуляторов рыночной экономики. Спрос на деньги и их предложение, пожалуй, самые сложные категории
современной рыночной экономики. Это связано, во-первых, со сложностью
экономической природы денег. Еще в прошлом веке было замечено, что "деньги
для экономической науки - это то же, что квадратура круга для геометрии". К числу основных факторов спроса на деньги относятся следующие: 1) спрос на денежные средства, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, авансирования оборотных средств, выплаты заработной платы, для покупки товаров в розничной торговле и т.д. Этот вид спроса, который экономисты называют "спрос на сделки", включает две самостоятельные, но взаимозависимые компоненты - физическое количество товара (на макроэкономическом уровне - ВВП в неизменных ценах) и стоимость товара, выраженная в текущих ценах (на макроуровне -ВВП в текущих ценах); 2) уровень и динамика всех видов цен (потребительских,
производительных, закупочных в сельском хозяйстве, сметных цен
строительства, транспортных тарифов, тарифов на коммунальные услуги и
т.д.). Цены привязаны к отдельному конкретному товару, поэтому спрос на
деньги опосредуется спросом на товар, но зависит от уровня и динамики цен. MV = P ( Q Иначе говоря, денежная масса эквивалентна номинальному валовому национальному продукту, или, в упрощенном виде, сумме цен товаров, если не учитывать перераспределительных процессов и повторного счета материальных затрат, о чем было сказано выше; 3) спрос на финансовые активы. Кроме товарных сделок в современной экономике широко распространены операции с экономическими и финансовыми активами. Например, покупка недвижимости - это покупка экономического актива. Покупка ГКО, ОФЗ, покупка валюты, депозиты в банках, банковские сертификаты и т.д. и даже акции компаний, котирующиеся на бирже, - все это финансовые активы. Для их приобретения требуются деньги "высокой эффективности", т.е. наличные деньги (рубли или валюта) или наличные деньги в резерве Центрального банка; 4) процентные ставки на финансовые активы, которые выполняют функции
цены активов. Современная экономическая теория устанавливает обратную
зависимость между спросом на деньги и ростом процентных ставок активов. 5) скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги; 6) совокупность валютных факторов из-за их неустойчивости и подверженности инфляции рубля, а также из-за принятого порядка формирования курса рубля. В современных условиях спрос на доллары превышает спрос на рубли, что делает актуальной задачу стимулирования спроса на рубли, с тем чтобы национальная денежная единица была главным ориентиром в деятельности субъектов рынка; 7) потребности в финансовом обеспечении предполагаемых затрат на инновации и инвестиции, т.е. потребности, выходящие за рамки текущего финансового оборота. Это то, что экономисты обычно считают спросом на деньги, необходимые для расширенного воспроизводства. 8) спрос на деньги зависит от применения современных финансовых и
банковских технологий, отлаженности всей системы платежно-расчетного
оборота. Например, Мишель Дотси, как пишут об этом Дж.Д. Сакс и Ф. Ларрен, 9) спрос на деньги зависит от интенсивности процессов сбережения денег
как на счетах фирм, банков, так на личных счетах граждан, на депозитах,
особенно срочных и страховых вкладов. Интенсивность образования сбережений
измеряется остатками денежных средств на счетах. Рост сбережений расширяет
возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост
денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в
банковском обороте. Учитывая это свойство денег, Баумоль и Тобин считают,
что глобальным фактором формирования спроса на деньги является "спрос на
реальные денежные остатки". По их мнению, "для людей важна покупательная
способность денег, а не их номинальная ценность". С учетом значения в
формировании денежного спроса реальных остатков денежных средств совсем по-
иному проявляется действенность ценового фактора. Для номинального роста
остатков значение его сохраняется, а для роста реальных остатков этот
фактор не имеет значения: "Спрос на реальные денежные остатки не подвержен
воздействию изменений в уровне цен, но возрастает с ростом реального
дохода и сокращается при росте номинальных процентных ставок". Предложение денег. В условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от которого США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком соответствии с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом от "золотого правила" денежного обращения главная роль в формировании денежного предложения принадлежит политике правительства и Центральному банку. Исходной основой определения объема денежной массы является ранее рассмотренный нами принцип соответствия денежной массы объему валового внутреннего продукта и уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота денег. Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти Назовем основные факторы, определяющие предложение денег: 1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта; 2) поступление налогов и сборов с населения; 3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки; 4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг; 5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег; 6) общий дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка, либо путем приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег; 7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики, способствующий увеличению предложения денег; 8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от других статей платежного баланса. 9) состояние баланса Центрального банка. Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными учреждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность или избыток денег, т.е. эмиссионный результат. Эмиссия денег (по международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория, тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия - результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия денег. Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают использовать денежный мультипликатор: М = n x В, где М - денежная масса; n - мультипликатор; В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка). В свою очередь: В=К + А + К1 + А1, где К - кредиты Центрального банка правительству (размещенные в А - чистые иностранные активы Центрального банка; К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам; А1 - прочие чистые активы. Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение
резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до
востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до
востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения
доходов); соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования 1.4. Количественная теория денег, уравнение обмена. Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый момент для обращения, можно определить по следующей формуле: [pic] где: M - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения P1 - цены товаров, подлежащих реализации Р2 - цены товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода Ро - цены товаров, проданных в прошлый период, сроки платежей по которым наступили Р3 - взаимопогашаемые платежи Vr - скорость оборота денежной единицы. Иначе эту формулу можно представить следующим образом: М * V = P * T М - деньги; V - скорость обращения; Р - цены; T – сделки (в классическом виде используется буква Q, означающая величину всех товаров к реализации. В данном случае я рассматриваю ситуацию, когда по всем товарам произошли сделки продажи). Все денежное обращение стран подчиняется этой формуле, также известной как уравнение обмена. Очевидно, что все переменные здесь зависят друг от друга, и эта формула предоставляет возможность предвидеть последствия изменения какой-либо переменной в этом уравнении. Рассмотрим теперь каждый из четырех членов данного уравнения. Члены, находящиеся в правой части уравнения, несут в себе информацию о сделках. Через T обозначено общее число операций за определенный период времени, скажем, за год. Другими словами, T обозначает, сколько раз в течение года какие-либо лица обменивают товары или услуги на деньги. Р — цена, по которой совершается типичная сделка, — количество передаваемых в ее ходе денег. Произведение средней суммы сделки на количество сделок РT равно числу денег, обернувшихся в течение года. Члены уравнения, стоящие в левой части, списывают деньги, использованные при совершении сделок. М — количество денег, V- называется скорость обращения денег и характеризует скорость, с которой деньги циркулируют в экономике, т.е. сколько раз за определенный промежуток времени рубль переходит из рук в руки. Уравнение количественной теории денег, по сути, является тождеством: его выполнение обусловлено самими определениями всех входящих в него переменных. Тем не менее, оно имеет важное значение, так как из него следует, что при изменении одной из переменных одна или более из оставшихся также должны измениться для сохранения равенства. Например, если количество денег увеличивается, а скорость их обращения остается неизменной, то должны увеличится либо цена, либо число сделок. 1.5. Предположение о постоянной скорости обращения денег Можно подумать, что уравнение количественной теории денег нужно лишь
для определения скорости обращения денег как отношения номинального объема Количественная теория денег гласит, что номинальный объем ВНП
пропорционален денежной массе, или, что то же самое, спрос на денежные
средства в реальном выражении пропорционален реальному объему ВНП. Подобно многим другим допущениям, принятым в экономической теории,
допущение о постоянной скорости обращения денег - лишь абстракция. При
изменении функции спроса на деньги она также изменяется. Например,
распространение банковских автоматов позволяющих снимать наличные деньги
по специальным карточкам, позволило сократить среднее количество наличных
денег на руках у населения. Благодаря автоматам увеличилось число оборотов
денег в экономике, т.е. выросла скорость обращения денег V. Вместе с тем
экономисты обнаружили, что во многих случаях предположение о постоянной
скорости обращения денег позволяет получить достаточно точные результаты. Если скорость обращения денег постоянна, уравнение количественной
теории денег можно трактовать как теорию формирования номинального объема 2. Денежные системы и типы денежных систем. 2.1. Понятие денежной системы и ее элементы. Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране,
сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее
составной частью является национальная валютная система, которая в то же
время относительно самостоятельна. Денежные системы сформировались в Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. 1. название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара. 2. масштаб цен. 3. виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством. 4. порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение. 5. методы регулирования денежного обращения. Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный
знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Масштаб цен - это средство выражения стоимости в денежных единицах,
техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный
товар - металл -выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой
весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве
денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы
цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет
совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых
денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт
серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно
обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы
металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются:
кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные
деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными
платежными средствами в стране. Банкноты (банковские билеты) - это вид
денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение
центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием
рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были
выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки выпускали банкноты
на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили
их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото,
находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение
придавало "классическим" банкнотам высокую устойчивость и надежность. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. 2.2. Типы денежных систем В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем: V система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги (золото и серебро). V система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги. При металлическом обращении в зависимости от металла, который в данной
стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения
различают биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм - это денежная система,
при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего
эквивалента за двумя благородными металлами (обычно за золотом и
серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их
неофаниченное обращение. Существовали три разновидности биметаллизма:
система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и
серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке; система двойной
валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами
устанавливалось государством в зависимости от спроса на металлы, от
экономической и политической ситуации в стране и мире; система "хромающей"
валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными
средствами платежа, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных
монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки
золотых монет. Это фактически система двойной валюты, "хромающая" на
серебряную ногу, т.е. золото имеет более свободное обращение, чем
серебряные деньги. Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII вв., а
в ряде стран Западной Европы - и в XIX в. В Англии биметаллизм
господствовал с середины XIV в. до конца XVIII в. Однако при использовании
двух металлов в качестве денег возникала трудность установления
стоимостного соотношения между золотом и серебром. В 1865 г. Франция, Монометаллизм - это такая денежная система, при которой один денежный
металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и одновременно в
обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские
билеты, разменная монета), разменные на этот денежный металл (золото или
серебро). Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843-1852 гг., в Хотя золотослитковый и золотодевизныи стандарты представляли собой
форму "урезанного" стандарта золотого монометаллизма, именно благодаря им
после первой мировой войны экономически развитым странам удалось
восстановить устойчивость денежных систем, сконцентрировать в центральных
банках национальные запасы золота и валютных резервов, повысить
регулирующую роль государства в организации денежного обращения, а также
сократить издержки обращения, связанные с обслуживанием денежного
обращения. "Урезанные" формы золотого стандарта (золотослитковый и
золотодевизный) просуществовали недолго. В результате мирового
экономического кризиса (1929-1933 гг.) были ликвидированы все формы
золотого монометаллизма (в Великобритании - в 1931 г., в США - в 1933 г.,
во Франции - в 1936 г.) и утвердилась система неразменных на золото и не
обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. Знаки стоимости Для денежных систем, построенных на обороте кредитных денег, характерны: вытеснение золота как из внутреннего, так из внешнего оборота и оседание его в золотых резервах (в первую очередь в банках), при этом золото продолжает выполнять функцию сокровища; выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков; развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного денежного оборота; создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны государства. Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны. В 1944 г. международная денежная система капитализма сформировалась в
рамках мировой валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в V золото выполняло функцию мировых денег, оно выступало средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства; V кроме золота в международном платежном обороте использовались национальная денежная единица США — доллар и английский фунт стерлингов, имеющий более узкую сферу действия; V доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официально установленному соотношению, если он представлялся (с 1934 г.) центральными банками и правительственными учреждениями стран. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее; V национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом (МВФ) соотношениям. Все обратимые национальные денежные единицы через доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты между странами. В связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны международная денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, а 1971 — 1973 гг. потерпела банкротство: доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; был прекращен обмен с 1 августа 1971 г. доллара на золото; отменена официально долларовая цена золота. • На смену Бретгон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная
система, оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. 3. Денежная политика 3.1. Понятие денежной политики и ее инструменты. Денежная политика занимает важное место в жизни общества. Денежная политика является частью монетарной политики, куда помимо нее входят валютная и кредитная политика. Среди этих видов политики важнейшее положение занимает кредитная политика, содержание которой составляет регулирования условий кредитования экономики для достижения ее сбалансированного развития. Денежная политика нацелена на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Однако ввиду приоритетного значения кредитной политики и того, что ее функционирование осуществляется в одном направлении с денежной политикой, нельзя было выбросить из поля зрения кредитную политику, поэтому в работе рассматривается регулирование экономики, осуществляемое посредством совокупности мер кредитной и денежной политики. Основное назначение денежной политики состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике. Главная задача монетарной политики – создать такие условия для
деятельности, чтобы частные лица, предприниматели, общественные и
государственные органы при свободе выбора производили действия,
совпадающие с целями экономической политики. Это осуществляется
посредством регулирования процентной ставки, минимальных резервов и др.
инструментов, значение и смысл которых будет рассмотрено в нашей работе. Основополагающей целью денежной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах. Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша
республика) регулирование экономики посредством денежной политикой
приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и
предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики В Беларуси целевой установкой современной экономической политики должен быть процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики. Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос. Под денежной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса. Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю за денежной массой, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежной политики, сутью которых является обеспечение: • экономического роста и сведение безработицы к минимуму; • стабильности цен и контроль над инфляцией; • устойчивости национальной валюты и платежного баланса при росте его составляющих. Таким образом, основополагающая цель денежной политики - помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цен. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. Поэтому эти цели реализуются денежно-кредитной политикой в совокупности с бюджетно- налоговой, валютной, внешнеторговой, структурной, инвестиционной, социальной и другими видами политики. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер: Политика минимальных резервов. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы,
которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме
наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке
или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым
центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денжного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования,
коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее
ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам,
предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования)
ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно- кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками. Политика открытого рынка Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно. Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором "реальной" процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку. Основным условием функционирования этого метода является наличие в
стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют
центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные
возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре. По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными
бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет
собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже
ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее
установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их
воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так
доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых
стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то
можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию
под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам
продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного
регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие 3.2. Денежная политика в Республике Беларусь Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю за денежной массой, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежной политики, сутью которых является обеспечение: • экономического роста и сведение безработицы к минимуму; • стабильности цен и контроль над инфляцией; • устойчивости национальной валюты и платежного баланса при росте его составляющих. Таким образом, основополагающая цель денежной политики - помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цеп. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. Поэтому эти цели реализуются денежно-кредитной политикой в совокупности с бюджетно- налоговой, валютной, внешнеторговой, структурной, инвестиционной, социальной и другими видами политики. Задача достижения долгосрочных целей усложняется, так как она является прерогативой не одного Национального банка, а и Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Комитета цен при Минэкономики, МИДа, министерств реального сектора экономики. Начнем с наиболее общих положений, из которых необходимо исходить при разработке (или ретроспективной оценке) денежной политики. Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежноая политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси. Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу
производственного комплекса экономики республики составляют
высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно
наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение,
металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая
структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических,
трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры,
которая является весьма инерционной, требует времени и значительных
инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения,
резкое изменение которых неизбежно приведет к шоковым потрясениям в
укономике. С другой стороны, функционирование такой технологической
структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и
социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования,
поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную
продукцию, услуги жилищно-ком-мунального хозяйства и ряда других отраслей. Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно- кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики» (МОЭ), или модели Манделла-Флемин-га. МОЭ тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики. Не вдаваясь в подробное изложение теоретических основ модели МОЭ, отметим, что ее главные выводы сводятся к следующему: 1) динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью
операций в национальной валюте, которая определяется разницей между
реальными уровнями внутренней и мировой процентных ставок (r'- r, рис. I). [pic] r’ - внутренняя ставка процента; r - мировая ставка процента; (d - темп девальвации национальной валюты Рис.1. Множество возможных состояний «малой открытой экономики»: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r' = r, курс национальной валюты стабилен); линия а -множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 / > г, валютный курс растет, справа - r'< r, валютный курс снижается). 2) при заниженной (относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвация национальной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономика должна достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рис. I)4. Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно Важно учесть и другую группу установок, которые относятся к Во-первых, денежная политика должна обеспечивать формирование
необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности Во-вторых, следует обеспечить падежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки. В середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Данная концепция неоднократно обсуждалась в правительстве, с руководителями предприятий реального сектора и банков, затем дорабатывалась и в сентябре 1999 г. одобрена Президиумом Совета Министров и Правлением Национального банка Республики Беларусь. При разработке Концепции авторы ставили на 2000 г. следующие задачи: • обеспечить внутреннюю конвертируемость белорусского рубля и доступность валютных ресурсов, что подразумевает свободный обмен национальной и иностранной валюты по единому курсу; • создать предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации и, на этой основе, повышения реальных доходов населения; • обеспечить поддержку экспортеров и наращивание экспорта продукции, что является важнейшей предпосылкой для увеличения валютных поступлений в республику, достижения устойчивого экономического роста. Особое внимание разработчики Концепции уделили варианту политики • жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют; • осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе. В частности, при превышении спроса на валюту над предложением Национальный банк будет вынужден продавать валюту, тем самым сжимая рублевую денежную массу; • полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через
предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки
ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке • резкое сокращение возможностей Национального банка но поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил). Кроме того, данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов. В 2000 году Национальным банком были разработаны Основные направления денежно-кредитной политики на 2000 г. Они согласованы с другими программными документами, определяющими социально-экономическую политику на текущий год, и содержат конкретные параметры и мероприятия денежно- кредитною и валютного регулирования, к которым относятся: • проведение жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей осуществление ограниченной кредитной эмиссии, которая в полном объеме будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета; • достижение положительного уровня процентных ставок по рублевым операциям в реальном выражении; • ликвидация «множественности» обменных курсов белорусского рубля путем
сближения его рыночных котировок и последующего перехода к «единому»
валютному курсу (ориентировочно в III квартале 2000 г.), достижение • наращивание золотовалютных резервов государства; • совершенствование системы регулирования ликвидности банков, а также развитие платежной системы, освоение передовых банковских технологий и повышение надежности банков. Заключение. В настоящее время денежно-кредитная сфера Республики Беларусь переживает не лучшие времена. Какие проблемы тормозят экономическое развитие Беларуси? Главная из них, из которой проистекают все другие, - крайне низкая эффективность экономики, вызванная отказом от кардинальных рыночных преобразований. Подтверждением этого является факт увеличения доли убыточных предприятий до 40% от общего числа функционирующих. А с учетом наличия около трери низкорентабельных предприятий (в условиях среднемесячной инфляции в 3%) доля реально убыточных хозяйств превысила критическую величину, приближается к 70%. Средний уровень рентабельности прибыльного сектора снизился до 10%. Очевидно, экономика не распологает источниками для инвестиций. За 2000 год прирост ВВП на 5,8% был обеспечен ростом задолженности экономики перед коммерческими банками страны в 3,3 раза. За восемь месяцев нынешнего года при росте ВВП на 3% долги экономики белорусским банкам приросли еще на 46% и составили на 1 сентября 2001 года 2,2 трлн. руб. На начало 2001 года внешние долги белорусских предприятий превышали 1 трлн. руб. или около 1 млрд. долларов. Нашим предприятиям должны были около 350 млрд. руб. На долю России приходилось около 65% и 40% долгов соответственно. Белорусские предприятия имеют также проблемы с погашением внешних кредитов. Прирост потребительских цен в 2000 году составил 108%, в текущем
превысит 50%, в то время как в странах Балтии – менее 3%, Польши 10% , Выход из сложившейся ситуации – это смена методов регулирования
денежной политики, решение экономических проблем без инфляционного Список использованной литературы: 1. Макконелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л., “Экономикс” – М, “Республика”, 1992 год. 2. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., “Курс экономической теории” – Киров, “АСА”, 1997 год. 3. Сенчагов В., “Денежная масса и факторы ее формирования” // Вопросы Экономики – 1997 г. – №10 – с. 29-31, 40. 4. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - С.- Пб.: АОЗТ "Санкт- Петербург оркестр", 1994. 5. Богданкевич С.А. На путях выхода республики Беларусь из экономического кризиса //Фiнансы.Улiк.Аудыт.-1994.- N5.- С. 20-24. 6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. -С.-Пб.: АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994. -----------------------
|
|