| |||
Реферат: Планирование на предприятиисмотреть на рефераты похожие на "Планирование на предприятии" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ В.И. ЗАХАРЧЕНКО «ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ» Одесса – 1999 г. УДК 338.98(075):658.012.2
Рецензенты: В учебном пособии рассмотрены вопросы организации и планирования производственных процессов, поточного и цехового производства, подготовки производства, управления персоналом и инвестициями. Предназначено для выпускников ВУЗов и молодых предпринимателей. Существующая организация народного хозяйства, и прежде всего господс- тво свободной конкуренции, чрезвы- чайно затрудняет процесс расширения производства и накопления нацио- нального богатства и капитала. (Туган-Барановский М.И. "Промышлен- ные кризисы современной Англии, их причины и влияния на народную жизнь", 1894г., СПб, С.438) Введение. В сложнейшей системе общественного производства важно честное, слаженное функционирование всей системы в целом, а не только безупречная работа отдельных ее звеньев. Именно такую задачу целенаправленного воздействия на все элементы производства в условиях перехода экономики на рыночные отношения и достижения высокой экономической эффективности решает наука о планировании. Разработка и обоснование теоретических положений в области планирования основывается на изучении, анализе, систематизации и обобщения опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий. Вопросы планирования производства рассматриваются в непосредственной взаимосвязи с техническими в аспекте НТП и организации производства. Историю планирования и организации производства можно
прослеживать с момента масштабного становления промышленности - начиная с Ф.Тейлор и его соратники Гильберт, Гант и др. выработали основные "принципы научного управления", сформулировали многие правила, нормы и технические приемы, относящиеся к нормированию труда, системам заработной платы и др. В годы первой мировой войны американский предприниматель Г. Форд К числу последователей Тейлора, внесших наибольший вклад в организацию труда, относится Эмерсон (автор монографии "Двенадцать принципов производительности труда" ,характеризующей общие принципы обеспечения роста производительности труда в любой сфере общественной деятельности) и в управлении А.Файоль. Критически рассматривая американские и другие теории, Д.М.Гвишиани группирует их по следующим пяти направлениям. Первое направление - научный менеджеризм, в котором ведущая роль отводится высшей администрации компании. Второе направление сделало предметом своего исследования Третье направление представлено эмпирической школой. Эта школа разработала проблему управления на основе обобщения и анализа опыта компаний. Четвертое направление представлено школой социальных систем, базирующейся на теории системного подхода к вопросам организации управления. Пятое направление, разрабатываемое представителями "новой школы", отражает последнюю тенденцию в теории и практике управления США. Эта школа ставит задачей разработку систем управления, основанных на использовании точных наук и технических средств, особенно электронно- вычислительной техники. Новое время - новые задачи. В основном они связаны жесткой
конкуренцией и капризами (в хорошем смысле) потребителей. Задачей
предприятия при планировании состоит в том, чтобы воспринять "на входе"
факторы производства.*) *) Используемая сегодня система производственных факторов восходит к Для предприятия в условиях рыночной экономики существуют определенные обстоятельства, нарушение которых означает большую опасность для его существования. А. Принцип экономичности требует, чтобы достигался или: а) определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации или б) при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации. Б. Финансовая устойчивость (равновесие) на предприятии сохраняется, если в каждый момент времени оно может произвести на этот момент времени обязательные платежи. При этом не существенно, удается ли ему поддержания ликвидности собственными силами, путем отсрочки части его обязательных платежей или благодаря представляемым ему кредитам. В. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами. Производство по номенклатуре и по количеству организуется таким образом, чтобы достигалась или возможно большая прибыль, или возможно высокая рентабельность *). Изучение этого пособия имеет цель: вооружить оканчивающих ВУЗы знаниями организации и планирования производства, достаточного для квалифицированного решения задач, возникающих на практике в этой области; повысить уровень знаний организации и планирования производства молодых предпринимателей, способствуя их активному участию в достижении высокой эффективности производства. Данное пособие есть отражение одноименного курса, преподаваемого в _________________________________________________________________________ *) Под прибылью понимается разница между оборотами и затратами. 1. Принятие решений на предприятии. 1.1. Характер ситуации принятия решения. Важнейшей задачей руководства ПР является то, чтобы принимать решения по центральным вопросам политики ПР ("руководящие решения"). Возникновение ситуации принятия решения, т.е. ситуации, которая делает решение необходимым, объясняется тем, что постоянно возникают новые, существенно касающиеся ПР "обстоятельства". Само решение состоит тогда в определении дальнейшей политики, принимающей во внимание новые обстоятельства. Это может означать продолжение старой и начало новой политики ПР. Примером является вступление на рынок новых товаров (новые обстоятельства), что требует, например, новой политики в области рекламы цен, номенклатуры (рис.1). Товар | |Существующий товар |Новый товар | Рис.1. Матрица Ансоффа. 1.2. Параметры решения. Параметры решения - это рамочные условия, которые при нахождении В таблице 1 во взаимосвязи показаны обе типизации параметров принятия решений. Таблица 1. Примеры параметров принятия решений |Параметры принятия |Детерминированные |Стохастические | 1.3. Альтернатива принятия решений. Альтернативы решений означают возможности дальнейшего проведения политики ПР, из которых может выбирать предпринимающий решение в условиях данной ситуации. При вхождении на рынок новых конкурентов альтернативами решения могут быть, например, снижение цен, увеличение бюджета на рекламу, расширение номенклатуры. Это удобно рассматривать в схеме М.Портера (рис.2). Рис.2. Пять сил конкуренции. Следует помнить, что параметры решений сокращают количество возможных альтернатив решений до количества реализуемых. 1.4. Целевая установка. После того как альтернативы решений проверяются в том смысле,
совместимы ли они с параметрами решений, остается, как правило, еще много
других, возможных для реализации альтернатив (включая альтернативу Часто предприниматели ставят цели, которые являются лишь подцелями и промежуточными целями на пути к основной цели ПР: подцель - достижение качества продукции, промежуточная цель - завоевание большей доли на рынке, основная (главная) цель - максимизация прибыли. Типичным является "окольный" путь достижения цели. Например, если потребители хотят иметь "мир товаров", щадящий окружающую среду, то они могут принудить к этому производителей, поставивших цель максимизации прибыли, так как потребители с их банкнотами имеют последнее слово. Многие предприятия стремятся к тому же иногда к связке целей А. Конкуренция целей имеет место, если реализация одной цели возможна только за счет реализации другой (рис.3). Примером здесь являются две цели: "максимально возможная прибыль" и "максимально возможная гарантия" вложений денег, так как высокие шансы прибыли всегда связаны с высокими шансами риска убытков. Рис.3. А,В и С как возможная комбинация целей при конкуренции целей. Б. При дополнении целей реализация одной цели способствует реализации другой (рис.4). Примером здесь являются две цели: "возможно высокая экономичность" и "максимизация прибыли". Рис.4. А,В и С как возможная комбинация целей при дополнении целей. В. Дифференциация целей существует тогда, если реализация одной цели не влияет на реализацию другой, следовательно, обе цели могут осуществляться в желаемом обьеме независимо друг от друга. Примером здесь являются две цели: "снижение загрязнения воздуха" и "улучшение питания в столовой для сотрудников" (рис.5). Рис.5. А,В и С как возможная комбинация целей при разногласии целей. 1.5. Процесс принятия решений. Процесс принятия решений предполагает выбор одного из двух или
нескольких альтернативных вариантов. Для принятия обоснованного решения
руководителям необходимо следовать рациональной модели принятия решений Рис.6. Рациональная модель принятия решений. 1.6. Выбор альтернатив в случае "связки целей". Если предприятие преследует целую "связку целей", то выбор альтернативы принятия решения существенно осложняется. Альтернатива только тогда однозначно превосходит другие, если она при улучшении как минимум одного целевого компонента приводит к результатам, не ухудшая другие целевые компоненты. Если же имеется альтернатива, которая относительно цели превосходит другую альтернативу, в свою очередь, обеспечивающую другую цель, тогда для окончательного выбора альтернатив выставляется определенная цель из "связки целей" как особо значимая. Для иллюстрации рассмотрим случай, когда руководство предприятия стремится достичь две цели: "сохранение положения на рынке" и "максимальный рост" (табл.2). Для достижения этой "связки целей" можно выбирать между альтернативами действий типа: "снижение цен", "увеличение расходов на рекламу" и "расширение номенклатуры", а кроме того, можно оценить как реальны доли в достижении целей различных альтернатив, приведенных на рис. Таблица 2. Альтернатива "расширение номенклатуры" далее не
просматривается, потому что она в сравнении с увеличением расходов на
рекламу однозначно проигрывает. Решение между альтернативами "снижение цен"
и "увеличение расходов на рекламу" невозможно. Относительно цели 1.7. Теория приспособления притязаний. Часто принимающий решение не имеет полного обзора всех возможных
для реализации альтернатив, так как он имеет набор альтернатив,
ограниченных и определенных временем. При этом он неосознанно следует При поиске соответствующим целям альтернатив решений склоняются к тому, чтобы уровень притязаний приспосабливался к успешному поиску. С Т А Р Т С Т О П Рис.7. Процесс принятия решений согласно теории соответствия притязаний. Вопросы. ----------------------- Фирмы-конкуренты Фирма Внешняя среда Потребители Поставщики Товары – заменители А В С 100% 100% Цель 1 Цель 2 100% А В С Цель 2 100% Цель 1 Цель 1 100% С В А Цель 2 100% Определение проблем Сбор информации Определение альтернатив Определение оптимальных альтернатив
Определение правильности решения Обратная связь Выбрать альтернативу решения Должны ли приниматься во внимание параметры решения Реализуема ли альтернатива решения Приемлема ли альтернатива решения Продолжается ли процесс поиска дальше Продолжается ли процесс поиска дальше Уровень притязаний снизить Процесс поиска закончить. Альтернативу принять Уровень притязаний повысить Нет Нет Нет Нет Да
Да ??????????????????
|
|