| |||
Реферат: Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларусисмотреть на рефераты похожие на "Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси" Европейский Гуманитарный Университет Кафедра Экономики Доклад Тема: “Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси”. Исполнитель: студент 4 курса факультета экономики Двирнык А. И. Минск, 1999 Содержание Общая характеристика свободных экономических зон в Европе 3 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь. 4 Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 7 Резюме 8 Литература 10 Общая характеристика свободных экономических зон в Европе. Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных
экономических зон (далее – СЭЗ), что свидетельствует об огромной
популярности подобных экономических образований в мире. Впервые они
появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру. Прежде чем перейти к рассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ в СЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое число разновидностей СЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих СЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами СЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отрасле-специфичные зоны. Наиболее распространенными являются следующие виды СЭЗ: Привлечение капитала в СЭЗ и, как следствие, развитие СЭЗ обусловлены
следующими стимулами: Следует также отметить, что в зонах свободной банковской деятельности
практикуется также отмена нормы обязательных резервов, требований к размеру
собственного капитала. Для зон свободной страховой активности
благоприятствующим фактором выступает отмена определенного страхования. Таким образом, кратко охарактеризовав европейские СЭЗ, можно перейти к рассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь. Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических
зонах, вступившим в силу 23 декабря 1998 года, СЭЗ – это часть территории В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался лишь декабре 1996
года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, которые
можно условно подразделить на глобальные и проблемы, связанные с
функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие: В то время как необходимость создания СЭЗ в Республике Беларусь редко
вызывает сомнения, наличие подобных проблем позволяет усомниться в
целесообразности создания и получении ожидаемого эффекта от той или иной Помимо глобальных проблем, процесс функционирования СЭЗ “Брест” выявил
следующие проблемы: 50% ставки налога на доход и прибыль и НДС; освобождение от налогов приоритетных по профилю деятельности предприятий; освобождение от налога на прибыль при реализации продукции собственного производства на протяжении 5 лет; установление ставки налога на прибыль при реализации на экспорт не менее 70% продукции собственного производства. Что касается таможенных пошлин, то, в соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, при ввозе не территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем отмечается, что для успешного функционирования этих льгот явно не хватает, так как они: a) Не подкрепляются гарантиями свободного изъятия капитала. b) Не достаточно проработаны с точки зрения реинвестиции прибыли. c) Не достаточно распространяются на участие национального капитала. Кроме того, есть и другая сторона проблемы. Поскольку эти льготы также распространяются на те виды деятельности, которые хорошо развиты в стране, возникает опасность конкуренции товаров, производимых резидентами СЭЗ, с товарами, отечественных производителей. Так, например, из 43 резидентов СЭЗ, 6 занимается производством мебели. [4, с. 16.] Ограничения в очередности платежей, валюты платежа, купли-продажи валюты по рыночному курсу недопустимы в условиях СЭЗ. Национального банка, функции которого, по определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для создания коммерческой инфраструктуры необходимо создать условия (решить вопросы создания обязательных резервов банков, минимального размера уставного капитала, соотношения собственных и привлеченных средств банков и т. д.) для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых компаний и других финансовых посредников, что позволит обеспечить доступ резидентов к финансовому (в том числе и иностранному) капиталу. Эта проблема особенно актуальна в свете того, что мировой тенденцией развития СЭЗ является ориентация большинства из них на оказание банковских, страховых и других финансовых услуг. Беларусь о свободных экономических зонах, СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, который входит в состав республиканского бюджета отдельной строкой. Что касается финансирования создания и развития СЭЗ, то оно осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников, причем в законе эти источники не указаны. Представляется необходимым разработать принципы и порядок формирования бюджета СЭЗ в части доходов и расходов, что связано с определением и формированием соответствующих статей. Кроме этого, Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил положение о создании фонда развития СЭЗ. Однако, анализ доходных статей этого фонда показывает, что объемы привлеченных средств в этот фонд, по крайней мере, на стадии становления и развития СЭЗ, будут более чем скромными. Отсутствует также процедура привлечения заемных средств. Анализ показывает, что основным источником финансирования зоны, особенно в период становления, следует считать бюджет. Опыт также показывает, что широко используются льготные кредиты (под 6-10% в валюте), налоговые кредиты, средства местных бюджетов, средства резидентов зоны, а также средства предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ. Средства иностранных инвесторов, даже в сформировавшихся СЭЗ, составляют всего лишь от 1/5 до 1/3 от общего объема инвестиций. Беларусь. Все это, без сомнения, отпугивает потенциальных инвесторов. Представляется целесообразным введение в зоне собственности на землю. Вообще, в модели рентных отношений, как рычага привлечения капитала, следует учитывать следующие факторы: размер земельного участка, направление землепользования, направление деятельности резидентов, величину и вид инвестиций, осуществляемых инвестором, и т. д. Для придания большей уверенности инвесторам, можно было бы ввести также верхнее ограничение на ставку арендной платы за землю. Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессу
экономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в Республике Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь. Как уже отмечалось выше, процесс создания СЭЗ в Республике Беларусь начался сравнительно недавно. Уже создана и функционирует СЭЗ “Брест”. С учетом опыта этой зоны предполагается создать СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон”. СЭЗ “Минск”. Идея создания СЭЗ “Минск” родилась в результате анализа экономической ситуации в Минском регионе, который показал, что ряд территорий этого региона имеет высокие потенциальные возможности, которые настоящее время используются недостаточно эффективно. Аэропорт “Минск-2”, расположенный в Смолевичах, является самым крупным аэропортом страны и работает круглосуточно в течение всего года. В его распоряжении имеется автоматизированный грузовой склад с пропускной способностью 300 тонн в сутки. Аэровокзал рассчитан на обслуживание 5 миллионов пассажиров в год. В настоящее время эти возможности аэропорта используются далеко не в полной мере, деловая активность слабая. Это не позволяет накапливать достаточно ресурсов для модернизации комплекса и поддержания качества услуг на мировом уровне. На юго-востоке Минска находится крупный промышленный узел “Шабаны”. Он представляет собой конгломерат строительных предприятий, предприятий транспорта, а также комплектовочных и сервисно-складских баз. В этом районе также имеются разветвленные инженерные и транспортные коммуникации, не зависимы от застройки территории. Сейчас загрузка имеющихся предприятий составляет от 40 до 60%, остается большим число недостроенных объектов. Предполагается, что в состав СЭЗ “Минск” войдут 8 территориальных единиц, общей площадью 1390 гектаров. Среди них территории Минска, Минского и Смолевического районов, аэропорта “Минск-2”. Для потенциальных резидентов зоны предусмотрены определенные налоговые
льготы. Всего в СЭЗ “Минск” будут взиматься 6 налогов. Ставки налогов на
прибыль и НДС снижены на 50%. Резиденты освобождаются на 5 лет от уплаты
налога на прибыль, полученную от реализации продукции и услуг собственного
производства. Кроме того, прибыль, направляемая на инвестиции в Республике Планируется, что СЭЗ “Минск” будет функционировать 30 лет. СЭЗ “Гомель-Ратон”. Анализ предприятий и территории северного промышленного узла Гомеля позволяет предположить, что трансформация этих территорий и объектов в СЭЗ приведет к более экономически эффективному их использованию, чем в настоящее время. НПО “Ратон” – государственное предприятие, специализирующееся в
области разработок и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Международный аэропорт “Гомельавиа” является вторым по объему перевозок аэропортом в Республике Беларусь. Создание СЭЗ в регионе будет способствовать развитию внешнеэкономических связей, что может положительно повлиять на объемы, как грузоперевозок, так и увеличить пассажиропоток в регионе. Предполагается, что также будет расти объем международных грузовых и автобусных перевозок. Общая площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 гектаров. Выбор той территории и находящихся на ней объектов обусловлен выгодным географическим положением, развитой инфраструктурой (до аэропорта 8 км, близость железнодорожного и шоссейного узлов), устоявшимися связями со странами ЕС. Что касается налоговых льгот, которые будут предоставляться резидентам Помимо этих льгот администрации обеих СЭЗ будут предоставлять резидентам дополнительные льготы в зависимости от объема инвестиций, качества создаваемых рабочих мест, экспортной квоты предприятий и глубины переработки продукции. Администрациям СЭЗ будут переданы земли и расположенная на них недвижимость с предоставлением полномочий по сдаче их в аренду или отчуждению от имени государства, либо местных органов управления. Кроме того, необходимо особо отметить, что одним из принципов создания СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон” является то, что условия хозяйствования для резидентов СЭЗ не могут быль изменены в худшую сторону. Резюме. Представленный доклад имел своей целью охарактеризовать некоторые аспекты проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь. В первой части дан общий обзор европейской практики. Представлены наиболее распространенные в Европе виды СЭЗ, а также стимулы, способствующие привлечению капитала в эти СЭЗ. Во второй части рассмотрены проблемы развития СЭЗ в Республике К общим проблемам относятся: СЭЗ. Проблемы, выявленные в процессе функционирования СЭЗ “Брест”
затрагивают следующие вопросы: В третьей части рассмотрены перспективы развития СЭЗ в Республике Литература. 1. Верба Е. Нужные свое и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6. № 6. - № 6. – 1998. - № 6. Беларусь Петром Прокоповичем // Человек и экономика. – 1997. - № 9. – 1997. - № 9. Италии // Человек и экономика. – 1997. - № 9. Национальная экономическая газета. – 1998. - № 51. |
|