| |||
Реферат: Современное состояние отрасли машиностроениясмотреть на рефераты похожие на "Современное состояние отрасли машиностроения" Содержание |Введение |3 | Введение Машиностроение входит в состав промышленности под названием Машиностроение производит средства труда – машины и оборудование,
приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные
средства – для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы
потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили,
телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов в общем объеме продукции
машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления В данной контрольной работе будет отражена не только отраслевая структура машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. С учетом специфики данной темы структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические вопросы (роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй – сложившуюся на сегодняшний момент неблагоприятную экономическую ситуацию в комплексе, в частности в авиационной промышленности, в третьей главе будут освещены перспективы развития отрасли машиностроение и металлообработки (на примере авиационного комплекса). 1 Значение отрасли в системе народного хозяйства Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно- технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. – 30%) и промышленно- производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%). Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые
повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ заключаются в следующем: a) Факторы размещения машиностроения Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Наукоемкость Трудно представить себе современное машиностроение без
широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее
сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов)
концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной
базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно- шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале. Трудоемкость С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс
характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно
вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы
государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного
комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ
государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах (например, Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения
б) Особенности отраслевой структуры и география комплекса За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов. Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно- химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш”, Санкт-Петербургский металлический завод и др.). В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Производство металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства. Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки, а также
открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых
полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии,
химической, угольной, промышленности и промышленности строительных
материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в
районах потребления – на Урале и в Сибири и др. Отечественному
машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном
освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих
экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое
экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в
промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного
хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины – ручным
трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение
обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми,
пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами
и т. д. Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших
машиностроительных заводов – Коломенском, маневровые промышленные тепловозы Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и
гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными
объединениями “Cанкт-Петербургский металлический завод”, “Санкт- Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных
объединений “Ижорский завод” (Санкт-Петербург) и “Атоммаш” (Волгодонск). Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны – в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске. Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено
различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных
кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных
потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического
машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский
районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод
имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский Станкоинструментальная промышленность включает производство
металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования,
деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента,
централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы
станкоинструментальной промышленности размещены в основных
машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно
невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой
материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются
высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят
следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной,
трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также
для производства химических волокон и оборудование для пищевой
промышленности. Основным фактором размещения является близость к
потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема
выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Авиационная промышленность. В авиационной промышленности
кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного
производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.)
выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников,
грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по
стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных
районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и
наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень
производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных
производственных фондов и персонала приходится на предприятия с
численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от
общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ” и АО “Москвич” (Москва), АО Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Основные мощности
сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным
образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море,
где находится важнейший его центр – Санкт-Петербург с рядом заводов Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным. Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей
машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не
только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До
недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства
пассажирских вагонов, значительная часть продукции автомобилестроения, 90%
продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции
экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь
высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь
высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных
организаций. В структуре производства велика роль Москвы. Здесь расположены
бывшие флагманы отечественного автомобилестроения АО “Москвич” и АМО “ЗИЛ”
и огромное количество “почтовых ящиков” и созданных на их базе
конверсионных производств. В Москве также расположены такие крупные
машиностроительные гиганты, как АО “Динамо”, Завод им. Ильича, несколько
шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Северо-западный экономический район входит в состав Центрального
региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств
является Урало-Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает
только Центру. На предприятиях Урала производится 24.6% всех станков, 24.4%
кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Крупными центрами
являются города Екатеринбург, Челябинск, Тольятти, Набережные Челны и В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 7-12%, а на Дальнем Востоке - на 12-15%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13-25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения. 2 Современное состояние отрасли в России Это – одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Таблица 2 Динамика выпуска продукции машиностроения, 1994 г. = 100% |Продукция |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро падало производство и средств производства, и предметов потребления. Все же в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промышленности, техники для села, нужд самого машиностроения (в первую очередь производители металлообрабатывающего оборудования). Несколько лучше положение с производством продукции, ориентированной
либо на удовлетворение общественных потребностей, спрос на которые
сокращается в последнюю очередь (так, удалось избежать обвального
сокращения производства в энергетическом машиностроении, стабилен уровень
производства автобусов), либо на платежеспособный спрос населения. Так, в В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией. Более динамично развиваются машиностроительные предприятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращивании производства заметно отстают. В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей «Рено-меган». Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств. В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. В диаграмме «Территориальная структура производства продукции машиностроения в 2001 году» представлены объемы роста отрасли машиностроения по регионам (см. Приложение). В результате осуществления мер по реформированию и реструктуризации предприятий несколько изменилась отраслевая структура машиностроения. В общем объеме промышленного производства повысился удельный вес продукции автомобильной промышленности, тяжелого, энергетического, транспортного, тракторного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения и снизилась доля приборостроения, электротехнической, станкостроительной и инструментальной промышленности. Более подробно мне хотелось бы остановиться на авиационной
промышленности, так как эта подотрасль мне более близка (я работаю на Достижения России как одной из ведущих авиационных держав мира хорошо известны. Созданные на заре самолетостроения типы первых российских самолетов выделялись оригинальностью технических решений, плодотворностью конструкторского поиска ответов на вызовы начала двадцатого века. В середине столетия советская авиация безусловно отвечала требованиям времени суровых военных испытаний, была создана мощная индустриальная база, основывающаяся на единстве фундаментальной aвиaциoнной науки, сети конструкторских бюро, cepийных заводов - производителей nepвоклассных боевых летательных аппаратов. Современные отечественные авиационные научные и конструкторские школы имеют высокий рейтинг в деловых международных кругах и организациях, что создает блaгoпpиятныe предпосылки для интеграции авиапромышленности в мировое авиационно-космическое сообщество. Вместе с тем от авиационной промышленности потребуются значительные усилия, чтобы сохранить за собой статус одного из основных производителей авиационной техники и преодолеть трудности, связанные с беспрецедентными размерами сокращений заказов традиционными заказчиками основной серийной продукции и глубоким кризисом платежеспособного спроса на гражданские самолеты и вертолеты нового поколения. Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы: a) Острую нехватку финансовых средств, b) Heвозмещение затрат на незавершенное производство, пpиoбpeтшие хронолоческий характер корректировки государственного оборонного заказа, c) Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий, d) ослабление кадрового потенциaлa и т.д. В то же время объективный aнaлиз и прогнозы развития мирового рынка
боевой авиации, выполненные солидными международными аналитическими
центрами, свидетельствуют об обострении конкурентной борьбы между ведущими
странами-производителями военной авиационной техники - США, Россией, Согласно данным оборонных ведомств США и стран Западной Европы, Россия сохранила высокий уровень критических технологий в военном авиастроении, что является базовой предпосылкой для сохранения конкурентоспособности отечественной промышленности в авиастроении вообще. Отечественная авиационная промышленность, несмотря на сложное финансовое положение в экономике всего народнохозяйственного комплекса, сумела сохранить передовые позиции и высокий научный и технологический потенциал при минимальном уровне государственной поддержки. Она является самой крупной среди оборонных отраслей по таким показателям, как численность высококвалифицированных кадров, стоимость основных фондов предприятий, объем производства и продаж продукции (около 40% в общем объеме продукции военно-промышленного комплекса). В 2000 году при спаде производства в 5,2% в целом по промышленности объем товаров и услуг авиационной промышленности вырос на 8,1% по сравнению с 1999 годом. Позитивные тенденции по авиационной промышленности продолжились по итогам первого полугодия 2001 года: наибольший рост выпуска товаров и услуг среди оборонных отраслей промышленности достигнут в авиационной промышленности на 40%, тогда как средний по всем отраслям рост составил около 10%. Эти данные свидетельствуют о жизнеспособности авиастроительной отрасли, возможности экономического восстановления и в конечном итоге - сохранения за Россией статуса ведущей мировой авиационной державы. В авиационной промышленности, традиционно включавшей подотрасли
производство легких самолетов, тяжелых самолетов и вертолетов, спецтехники С целью преодоления разобщенности между конструкторскими организациями
и серийными заводами Министерство экономики разработало, а Правительство Среди холдинговых компаний и корпораций второго уровня следует
отметить ОАО «Авиаприборхолдинг», корпорацию «Аэрокосмическое
оборудование», корпорацию «Технокомплекс», финансово-промышленную группу Завершается формирование в соответствии с Указом Президента Российской Издано постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.99 В авиастроении наиболее продвинуты работы по реализации
интегрированных структур в оборонной промышленности, предусмотренные Более подробно о перспективах развития авиакомплекса будет освещено в следующей главе. 3 Перспективы развития отрасли Сейчас для всех, очевидно, что Россия находится в жесточайшем кризисе. Как справедливо отмечают многие экономисты, российское правительство все эти годы вопреки фактам старательно избегало понятия “кризис”, постоянно твердило о “стабилизации” и “признаках роста”. Предпочитая говорить о “стабилизации”, Правительство РФ признавало кризис лишь в отдельных сферах: “кризис неплатежей”, “бюджетный кризис”, “финансовый кризис” и т.п. Не рассматривая кризис всесторонне, правительство недооценивало ситуацию, не провело глубокого анализа, который позволил бы до конца понять причины кризиса и далее разработать систему взаимосвязанных всеобъемлющих мер по выходу из экономического тупика. На протяжении достаточно длительного времени анализ положения дел в экономике России обычно связывался с оценкой финансов, денежного обращения, рынков ценных бумаг. И определяется это возрастающей ролью финансовой среды в функционировании экономических отношений как во внутристрановом, так и в мировом разрезе. Резко способствовала возрастанию всеобщего интереса к финансовой среде череда финансовых кризисов, разверзшихся в самое последнее время в различных регионах мира. В этой связи происходит существенное смещение исходных данных анализа экономической жизни. Реальный сектор экономики где-то уже не представляется опережающим, и формируется обманное впечатление, что исключительно мощь и развитость финансовой сферы делают государства и их народы богатыми, процветающими. Однако, основой любой экономики является промышленность. Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях: 1) выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями; 2) производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала; 3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества ); 4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе. Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существующего машиностроительного комплекса, которая главным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России. Проявившаяся в 1999 году положительная динамика спроса внугреннего
рынка на машины и оборудование сохранится и в ближайшие годы. При этом
следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов
машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и
оборудования, обусловленный ограниченным потенциалом импортозамещения
отечественного машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Одним из наиболее важных и реальных источников привлечения инвестиций в промышленные отрасли в современных условиях является международное сотрудничество, а авиационная промышленность обеспечивает до 2/3 объема экспорта оборонных отраслей промышленности, как по линии гражданской продукции, так и по линии авиационных вооружений и военной техники. Тенденции глобализации и интернационализации, заметно усилившиеся после распада прежней геополитической системы, коснулись прежде всего дорогостоящего рынка высокотехнологичной авиационной продукции. В ближайшей перспективе конкурентная среда этого рынка будет управляться такими тенденциями, как продажи самолетов и вертолетов прежних поколений и их модификаций странам третьего мира, разработка новых проектов в результате совместных усилий нескольких фирм из нескольких стран для снижения рисков. Имеет место и тенденция, когда, оказывая поддержку стремлению западных
фирм - изготовителей самолетов затруднить выход России на мировые
технологии и подорвать конкурентоспособность российского экспорта,
правительства этих стран разрешают экспорт боевой авиационной техники в
прежде закрытые для экспорта регионы (поставки Тайваню, в Латинскую Авиационная промышленность России способна и должна стать одним из
основных «локомотивов» возрождения нашей экономики, стать точкой роста. С целью обеспечения государственной поддержки российской aвиaциoнной
промышленности и стимулирования продаж отечественной авиатехники -введение ряда налоговых льгот для российских лизинговых компаний и
банков, финансирующих приобретение отечественных воздушных судов -снижение величины госпошлины за регистрацию договоров залога воздушных судов; -освобождение от НДС ввозимых комплектующих иностранного производства для отечественной авиатехники при условии, что ввозимые комплектующие не имеют российских аналогов; -освобождение от уплаты таможенных пошлин ранее экспортированных отечественных воздушных судов и ввозимых обратно российскими авиакомпаниями на условиях временного ввоза; -повышение до 85% лимита государственных гарантий по проектам лизинга отечественных воздушных судов. Принятие этих документов позволит обеспечить действенную государственную поддержку авиационной промышленности, а также специализированным лизинговым компаниям, так как содержит глубоко продуманные и профессионально подготовленные экономические меры поддержки системе разработки, производства и поставок авиационной техники. Заключение Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства. В условиях спада производства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи с поставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья и бывшими странами СЭВ. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (прежде всего оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны. Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий, в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно. Поэтому основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства. Список использованной литературы |
|