1. • Отношение к вопросу о хозяйственной деятельности в русской ...
  2. • Специфика русской философской мысли
  3. • Философская мысль на Руси IX-XIV вв
  4. • Авторский материал: Принципы познания общественных явлений в истории ...
  5. • Социально-философская мысль Запада
  6. • Русская философия конец 19 - начало 20 вв.
  7. • Особенности русской философии
  8. • Познание социальной действительности
  9. • Философские принципы "социальной физиологии" ...
  10. • Основные этапы развития социологической мысли
  11. • Авторский материал: Методологические проблемы отображения общества как ...
  12. • Авторский материал: Предмет социальной философии
  13. • Актуальные вопросы нового акционерного законодательства
  14. • К вопросу об особенностях французского и русского ...
  15. • Авторский материал: Философская мысль Руси XI-XVII вв.
  16. • Русская философия. ХIХ- ХХ вв
  17. • Социальная структура общества

Доклад: К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли

К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли

Малявин С.Н.

В русской социально-философской мысли просматриваются три основные методологических направления: религиозное, метафизическое, естественнонаучное. К первому из них следует отнести: Хомякова, Победоносцева, Соловьева, Бердяева, Булгакова, Франка? ко второму - Киреевского, Чичерина? к третьему - Данилевского, Леонтьева, Герцена, Чернышевского. Аксаков и Страхов не вписываются четко в указанные направления, т.к. опирались в своих исследованиях на нечетко сфокусированный вариант историко-политического анализа, то же можно сказать и о евразийстве, в силу композитности своих адептов.

Общим для теоретиков религиозного направления было обращение к церкви как к архетипу общества, или как к институту, формирующему нравственность. Хомяков кладет в основу общества православие - эту остаточную форму некогда целостной вселенской церкви. Победоносцев пишет о том, что общественная жизнь базируется на религиозной основе и сводится к трем началам или законам, главным из которых является закон соблюдения заповедей Христа. Соловьев говорит о нравственных началах общества, рожденных одновременно с рождением церкви. Нравственность дана человеку постольку, поскольку он сотворен по образу и подобию Божьему, но обнаруживается и реализуется она только с появлением церкви, таким образом, опосредованно церковь стоит у истоков общества. Несколько иначе рассматривает основы общества Бердяев. Он говорит не о церкви, а о религиозно-онтологических основах: свободе, индивидуализме, консерватизме, иерархизме, творчестве. О духовных основах общества говорит Франк. Вслед за Бердяевым он пишет о консерватизме, иерархизме, свободе и равенстве как о началах общества, добавляя к ним начало служения,

Приверженцы метафизической и естественнонаучной методологии апеллируют к естественности и разумности основ общества. Так Киреевский и Страхов говорят о естественном развитии народного быта и семейной организации, а Чичерин о естественном происхождении общества, корни которого необходимо искать в личности. О необходимости естественного хода развития пишет Аксаков, сокрушаясь о потере преемственности в ходе петровских преобразований. Герцен и Чернышевский, придерживающиеся материалистических взглядов, также говорят о естественных началах общества.

Во взглядах на начала общества у отечественных мыслителей преобладают идеи простоты, целостности, социальной недифференцированности, апелляции к традиции. Целостность общества - важная смысловая составная всей русской социально-философской мысли. О социальном единстве говорит Хомяков, к "живой совокупности" стремится Киреевский, о былой целостности, нарушенной реформами, тоскует Аксаков, к целостности теократического общества призывает Соловьев, на целостности евразийского пространства настаивают евразийцы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru