Реферат: Эпоха царствования Екатерины II

Династия Романовых просуществовала с 1613г. по 1917г.

Эпоха царствования ЕкатериныIIВведениегоды жизни:17291796.годы царствования:17621796.Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскимидворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.

Переворот 1762г.поставил на трон женщину не только умнуюи с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную.Императрица желала законности и порядка в управлении;знакомство с делами показало ей, что беспорядок господствуетне только в частностях управления, но и в законах; её предшественники непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени Уложения 1649г., и не могли сладить с этим делом.
Личные качества характераЕкатерина была, без сомнения, выше ПетраI и никогда бы не сделала известной его капитуляции при Пруте. Екатерина совокупила в себе добрые качества Анны и Елизаветы с теми достоинствовами, которые сделали её создательницею, чем самодержицеюсвоей Империи.Она никогда не пускалась на удачу, как Пётр Великий, и ни в победах, ни в мире не имела ни одной неудачи.(А.М.Грибоевский.Записки о императрице Екатерине Великой).Екатерина была сторонницею самодержавной формы правления, основанной на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга.Она была выдерженная, хорошо умеющая владеть собой, подавлятьвспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримерима к противникам, умела быть жестокой.Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора, в еёпереписке много язвительности и насмешливости.Преобразовательная деятельностьПервые годы правления Екатерины были для неё трудным временем.Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помошников: главный делец времени Елизаветы, П.И.Шувалов, умер;способностям других старых вельмож она доверяла мало.Один граф Н.И.Панин пользовался её доверием.
При ЕкатеринеПанин стал заведовать внешними делами России.
Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла своё личное положение вовласти.Екатерина желала широкой законодательной реформойпоставить общественную жизнь России на общеевропейскиеоснования. Она не только хотела упорядочить законодательный материал, но стремилась создать новые законодательныенормы, которые содействовали бы установлению порядка и законности в государстве.Она желала создать новое законодательство, а не приводить старое в систему.Уже с 1765г.Екатеринаусидчиво принялась за изложение законодательных принципов иработала, не говоря никому о содержании своего труда.Статьи, заготовленные Екатериной, были её известным Наказом в егопервоначальной редакции.Свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве филосовскопублицистических умствований современной ей европейской литературы.Итак, по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыминравами , которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россиястрана европейская.Пётр начал эту переделку, вводя европейские обычаи, и это ему удалось.Теперь Екатеринапродолжает это дело и вносит в русские законы общеевропейскиеначала.Именно потому, что они европейские, они не могут бытьчуждыми России, хотя и могут такими показаться по своей новизне.Екатерина отдала Наказ чиновникам, и они сократили всё, чтосчитали не нужным.
В 1775г.были изданы "Учреждения для управления губерний".Вместо прежних 20 губерний, существовавших в1766г., по этим "учреждениям о губерниях" явилось к 1795г.ужепятьдесят одна губерния.Прежде губернии делились на провинции, а провинциина уезды;теперь губернии делятся прямо науезды.Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела2230000 жителей, а Архангельскаятолько 438000, а между темчисленный штат администрации был приблизительно одинаков ив той, м в другой губернии.

Теперь же, при новом административном разделении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тысяч жителей, а в уезде от 20 до 30тысяч.Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управленииземские элементы.Законодательство о крестьянах времени Екатерины попрежнему направлялось к дальнейшему ограничениюкрестьянских прав и усилению власти над ним помещика.Во времякрестьянских волнений в 17651766гг.помещики получили правоссылать своих крестьян не только на поселение в Сибирь(этоуже было ранее), но и на каторгу, "за дерзости" помещику.Помещик во всякое время мог отдать крестьянина в солдаты, не дожидаясь времени рекрутского набора. Указом 1767г.крестьянамбыло запрещено подавать какие бы то ни было жалобы на помещиков.Во время царствования Екатерины была проведена секуляризация церковных земель, выработка законодательства о сословиях, судебная реформа, законодательное закрепление частнойсобственности, мероприятия по расширению торговли и предпренимательства, введение бумажных денег. Внешнеполитическая деятельность.

В внешней политике ЕкатеринаII была прямой последовательницейПетраI.Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи.Россия при Екатерине вела войны с Турцией, Швецией, участвовала в трёх разделах Польши и вследствие этогоприсоединила к себе все русские области кроме Галиции, завоевала Крым, значительные территории в Белоруссии, Литве, западной Украине, Курляндии.Вступая на престол Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в Россииохлаждение к Австрии исближение с Пруссией, наконец, приготовление к войне с Данией, сделанные ПетромIII.Прекратив их и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов идипломатических обязательств.Но положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принятьвойну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции.Таковабыла основная внешнеполитическая деятельность ЕкатериныII.

Культура и искусствоЕкатеринаII внесла существенный вклад в развитие культуры иискусства в России.Сама она получила прекрасное домашнее образование:обучение иностранным языкам, танцам, политическойистории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной.При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.Заключение
Историческое значение деятельности ЕкатериныII определяетсяна основании того, что было сказано в реферате об отдельныхсторонах екатерининской политики.Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги педыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся.Эта способность Екатерины доводить до конца, дополного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного историческогодеятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.Использованная литератураС.Ф.Платонов "Лекции по русской истории".журнал "Родина" номер 1 за 1993год.


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru