1. • Балтийская финансово-промышленная группа
  2. • Сравнительный анализ Северо-западного и Западно-Сибирского ...
  3. • Сравнительный анализ Северо-западного и Западно-Сибирского ...
  4. • Северо-западный экономический регион
  5. • Северо-западный район
  6. • Северо - Западный экономический район
  7. • 9-ый международный транспортный коридор
  8. • Северо-западный международный транспортный коридор и ...
  9. • Северо-западный международный транспортный коридор и ...
  10. • Создание транспортных коридоров
  11. • Девятый транспортный коридор
  12. • Исследование рынка операторов сотовой связи
  13. • Сравнительная характеристика экономических районов ...
  14. • Исследования транспортных Росийско-украинских проблем
  15. • Транспортная система Украины
  16. • Авторский материал: Проблемы и перспективы сбалансированного развития ...
  17. • Основы подхода к проведению риск-анализа эксплуатации ...
  18. • Флот стремится к новым берегам

Реферат: Анализ развития транспортной сети Северо-Западного района

Содержание
Введение3
1.Северо-западный экономический район: общая характеристика4
2.Внутрирайонные различия5
2.1.Санкт-Петербург5
2.2.Ленинградская область5
2.3.Новгородская область6
2.4.Псковская область6
3.Транспортная система Северо-Западного района6
4.Железнодорожный транспорт9
5.Автомобильный транспорт10
Заключение21
Список литературы22

Введение

Транспортная система – это та необходимая составляющая, без которой невозможно эффективное функционирование всего хозяйства региона в целом. Транспорт обеспечивает недостающие звенья в цепочке производства, поддерживает деятельность социальной сферы и т.д. Вот почему данное исследования посвящено именно проблемам транспорта.
Цель настоящего реферата состоит в рассмотрении и анализе динамики развития транспортной сети и грузооборота товаров в Северо-Западном регионе, причин произошедших изменений, а также в характеристике нынешней ситуации в транспортной системе.
В работе используются данные с 1975 по 1997 год. Но полная картина в целом не восстановлена, так как разные источники статистический данных ориентированы на различные временные промежутки. Вследствие этого и для удобства сравнения (спустя десятилетие), содержащиеся в этом реферате контурные карты были составлены по данным 1985 и 1995 годов. Карты были разработаны для оценки развитости железнодорожного и автомобильного транспорта, как для доминирующих видов транспорта в этом регионе, и опираясь на имеющиеся в наличии данные. Для составления этих карт мною был вычислен особый коэффициент, не претендующий на научную ценность, это развитость транспортной системы. Но о этом будет подробнее рассказано в главах реферата.
В конце данной работы я постараюсь подвести итоги, и выяснить прошлое и настоящее положение субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный экономический район.
Эта работа может быть интересна и полезна как преподавателям, так и студентам в подготовке к экзаменам или семинарским занятиям.
Для создания настоящей работы были использованы такие статистические сборники, как «Народное хозяйство», «Показатели экономического развития регионов и областей РФ», «Транспорт и связь Российской Федерации», а также недавно выпущенный сборник «Регионы России». Более подробно об этом можно узнать в списке литературы к данному реферату.

1 Северо-западный экономический район: общая характеристика
Состав: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская области.
Территория – 196,5 тыс. кв. км.
Население – 7722 тыс. человек (причем, 85,5% - городское население).
Северо-Западный экономический район – один из районов, развитие которых обусловлено интеграцией в единое экономическое пространство России. Хозяйство района складывалось на базе его географического положения, выгоды которого приобрели особое значение в связи с изменением геополитической ситуации и образованием независимых государств на территории бывшего Союза. Среди предпосылок развития района в условиях становления рыночного хозяйства можно выделить следующие:
удобное транспортно-географическое положение, обусловленное расположением на древних торговых путях, связывающих Северную Европу с Московским государством и странами Востока, способствовало развитию мощной транспортной системы;
приморское положение в настоящее время после потери пяти крупных портов в Литве, Латвии и Эстонии превратило район практически в единственное «окно в Европу» на Балтике;
приграничное положение района, когда помимо границ с Финляндией установлены границы с Эстонией и Латвией, существенно изменило военно-стратегическое положение этой части России;
более чем 200-летнее столичное положение района предопределило здесь концентрацию производства разнообразных товаров народного потребления, высококвалифицированных кадров, концентрацию научных учреждений;
соседство с высокоразвитым Центром, богатым минеральными ресурсами Севером, дружественно настроенными государствами акватории Балтийского моря усиливает взаимосвязи между ними в различных областях деятельности.
Район расположен на северо-западе европейской части России, занимает лишь 1,2% территории страны (десятое место), сосредоточивает 5,4% ее населения, концентрирует производство наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения (морское судостроение, энергетическое оборудование, оптико-механические изделия), выпуск продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства усиливает экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Располагая большими историко-культурными ценностями, Северо-Запад занимает видное место в развитии туризма, а концентрация здесь науки и научного обслуживания превратила район, и прежде всего Санкт-Петербург, в один из крупнейших центров, определяющих НТП В России. В районе сосредоточена 1/8 научных работников страны и осуществляется 1/7 расходов на НИОКР. Кадровая наукоемкость почти в 4 раза превышает среднероссийские показатели, а наукоемкость товарной продукции – более чем в 3 раза. Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международного уровня.
Структура хозяйства района складывалась в условиях приоритета военных функций и почти 70% промышленного производства было связано с удовлетворением оборонных потребностей государства. Это осложнило деятельность всей хозяйственной системы региона в условиях рыночной экономики и проявилось в спаде производства. За последние 5 лет объем промышленного производства в районе сократился более чем наполовину и в большей степени затронул Псковскую область (на 2/3), в меньшей – Ленинградскую (на 2/5).
Мощный промышленный потенциал района и устранение диспропорций в отраслевой структуре хозяйства в условиях предстоящей стабилизации экономики позволяет надеяться на сохранение роли Северо-Запада в общероссийском разделении труда.
2. Внутрирайонные различия
2.1. Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, второй по величине город России, располагается в дельте Невы на берегу Финского залива (занимая около 1,5 тыс. квадратных километров) и является центром всего Северо-Западного экономического региона. В официальной черте города проживает 4838 тыс. жителей и около 5,5 млн. – в агломерации. Санкт-Петербург определяет развитие промышленности, морского транспорта, образования, науки, культуры, искусства. Основные отрасли промышленности: судостроение, энергетическое машиностроение, электронное приборостроение. Развиты химия, передельная металлургия, лесопереработка в окружении города, легкая, пищевая промышленность, полиграфия и др. Промышленная продукция с маркой петербургских предприятий известна во всех уголках нашей страны, многие изделия экспортируются в десятки стран мира.
В будущем основные функции города как организационно-хозяйственного центра Северо-Западного региона, научно-производственного центра, военно-стратегической базы, общекультурного центра сохранятся. Неизбежно у города появятся новые функции – организационный центр программного сотрудничества, финансово-экономический центр международного значения и др.
2.2. Ленинградская область
Ленинградская область, самая крупная по территории в Северо-Западном экономическом районе (ее площадь составляет 85,9 тыс. квадратных километров, или 43% всей площади района), по абсолютному объему промышленной продукции уступает лишь Санкт-Петербургу, а по масштабам развития сельского хозяйства занимает первое место в районе. одновременно это и одна из наиболее развитых индустриально-аграрных областей России. В области проживает 1677 тыс. человек. Ленинградская область преимущественно работает на Санкт-Петербург: промышленность строительных материалов, цветная металлургия (Волхов, Бокситогорск, Пикалево), нефтепереработка и химия (Кириши, Волхов, Сланцы), целлюлозно-бумажная (Светогорск, Сясьстрой и др.), энергетика (Сосновый Бор, Кириши, Волхов), машиностроение (Выборг, Гатчина, Тихвин). Сельское хозяйство имеет ярко выраженную пригородную специализацию (свиноводство, молочно-мясное животноводство, картофелеводство).
2.3. Новгородская область
Это одна из старейших областей на территории Российской Федерации. Площадь Новгородской области составляет 55 тыс. квадратных километров, численность населения – 746 тыс. человек. Доминирующими отраслями промышленности являются машиностроение (Новгород, Боровичи, Старая Русса), химическая промышленность (Новгород), лесная, деревообрабатывающая (Новгород, Боровичи, Пестов, Парфин) и целлюлозно-бумажная (Боровичи) промышленности. В дополнение к торфяной промышленности построена ТЭЦ на природном газе (газопровод Ставрополь – Москва – Новгород – Санкт-Петербург). Сельское хозяйство (картофелеводство, молочно-мясное животноводство) почти в 3 раза уступает Ленинградской области и в 2 раза – Псковской.
2.4. Псковская область
Является тоже достаточно древним образованием. Площадь области составляет 55 тыс. квадратных километров, а численность населения – 820 тыс. человек. Псковская область уступает Новгородской области по доли промышленности в народном хозяйстве, но превосходит по показателям сельского хозяйства. Машиностроение – ведущая и наиболее динамичная отрасль промышленности Псковской области (Псков, Великие Луки). Легкая промышленность специализирована на первичной переработке льна, изготовлении пряжи и ткачестве (Псков, Великие Луки). У сельского хозяйства аналогичная другим областям региона ориентация.
3. Транспортная система Северо-Западного района
Транспортная система Северо-Западного района является наиболее значимым элементом его инфраструктурного комплекса и имеет ярко выраженное радиальное строение. Она позволяет функционировать пространственно разобщенным объектам, обеспечивает межрайонные и внутрирайонные связи промышленности и других отраслей хозяйства и отличается высокой концентрацией грузовых и пассажирских потоков в Санкт- Петербургском транспортном узле.
Транспортная система Северо-Западного района ориентирована на решение трех основных задач:
* выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части РФ и прилегающих государств СНГ;
* выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским;
* связь с Балтикой северных регионов России.
Именно решение этих задач делает Северо-Запад наиболее перспективной зоной микрохозяйственных связей России.
О железнодорожном и автомобильном транспорте будет рассказано особо, а сейчас хочется некоторое внимание уделить остальным видам.
Потеря балтийских портов усиливает нагрузку на Санкт-Петербургский транспортный узел, стимулируя ускоренное развитие всего транспортного хозяйства и главным образом морского. Но перспективы дальнейшего расширения порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность петербургского порта после его расширения оценивается в 20-30 млн. тонн грузооборота в год. А потребности России в этом регионе оцениваются в перспективе в 100-120 млн. тонн ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике системы российских портов. Расширение уже существующих небольших портов в Выборге и Высоцке, строительство новых крупных портов в Усть-Луге в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, в бухте Батарейной вблизи г. Ломоносова (в 30 км западнее Санкт-Петербурга) и на северном берегу Финского залива в Приморске, а также пополнение флота современными крупнотоннажными судами будет способствовать расширению экономических связей региона.
Также значительное развитие получили все элементы транспортного процесса – путевое хозяйство, подвижной состав, погрузочно-разгрузочная техника, складское хозяйство, перевалочные базы, пересадочные узлы. В Санкт-Петербурге и других городах изготовляется различная техника для транспорта, ведется подготовка квалифицированных кадров. Все это позволяет говорить о том, что в данном районе сложилась общерайонная транспортная система – составная часть единой транспортной системы страны.
Транспортная система Северо-Западного района – одна из главных предпосылок развития производительных сил, повышения эффективности производства. Она обеспечивает связи между промышленностью и другими отраслями хозяйства, способствует специализации и кооперированию, концентрации и комбинированию производства. За длительный период формирования транспортная система улучшила экономико-географическое положение района, упрочила надежность осуществления межрайонных и внутрирайонных транспортно-экономических связей. Наличие различных видов транспорта позволяет рационально распределять перевозки грузов и пассажиров.
Как уже было отмечено, транспортная сеть района имеет ярко выраженную радиальную структуру: все виды транспорта, как в фокусе, сходятся в Санкт-Петербурге – одном из самых мощных транспортных узлов страны. Это специфическое значение главного района образующего центра определяет большие объемы и высокую интенсивность межрайонных перевозок и относительно невысокую долю в структуре транспортно-экономического баланса района межобластных и внутриобластных связей. Транспортная сеть, хорошо связывая Санкт-Петербург с другими центрами экономических районов, не обеспечивает однако, удобных связей с отдельными частями Северо-Западного района. Недостатки в сложившейся конфигурации сети снижают маневренность работы транспорта, надежность его, а в конечном счете, сдерживают рост эффективности перевозок и эффективность производства в целом. Неравнозначность транспортной освоенности отдельных частей территории района снижает уровень развития отдельных административных районов, приводит не только к экономическим, но и к социальным различиям.
Концентрация транспортных функций на определенных направлениях способствует формированию полимагистралей - своеобразных транспортных коридоров, по которым проложены коммуникационные линии различных видов транспорта. Например, вдоль железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва на значительном протяжении проходит автомагистраль. В том же направлении проложены газопровод, телефонная и телеграфная связь. Аналогичная картина наблюдается и вдоль других транспортных магистралей: Санкт-Петербург – Череповец, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Выборг.
Суммарный объем перевозок грузов без трубопроводного транспорта составляет почти 1 млрд. т., более половины приходится на железнодорожный, почти 2/3 – на автомобильный транспорт. В ввозе, который превосходит вывоз, преобладают топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы – нефть, газ, каменный уголь, нефелины, а также лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В вывозе главенствующее положение занимает продукция машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Меньшую долю составляет продукция легкой и пищевой промышленности, а также других отраслей (например, вывоз огнеупорных глин из Новгородской области).
В настоящее время в Северо-Западном районе намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируются реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.
В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).
4. Железнодорожный транспорт
По плотности железнодорожной сети Северо-Запад опережает большинство регионов РФ. От Санкт-Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец – Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск – Оршу – Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (Санкт-Петербург – Таллин, Санкт-Петербург – Псков – Рига, Санкт-Петербург – Псков – Вильнюс и далее – на Калининград). Особое значение все эти дорого имеют потому, что соединяют практически всю РФ с Балтикой.
Таблица № 1:Протяженность железнодорожных путей общего пользования
(на конец года; тыс. км)

1985
1995
Северо-Западный район
5,1
5,1
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
2,8
2,8
Новгородская область
1,2
1,2
Псковская область
1,1
1,1
Таблица №2: Плотность железнодорожных путей общего пользования
(на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
257
256
253
256
256
256
256
257
257
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
324
324
323
324
324
324
324
328
328
Новгородская область
209
209
208
209
209
209
209
208
208
Псковская область
200
199
191
199
199
199
199
198
198Из данных таблицы № 1 и №2 очевидно, что существенной тенденции в увеличении строительства железнодорожных путей за данный отрезок времени не наблюдается. На мой взгляд это можно объяснить несколькими причинами. Одну можно определить как насыщенность транспортной системы Северо-Западного региона, т.е. для существующего объема производства такой транспортной сети было достаточно. Либо (это другая причина) показатели именно таковы в связи со спадом производства в нашей стране, начинавшемся с 1990-1991 годов, вследствие чего строительство новых путей было не целесообразно.
Таблица №3: Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования
(тысяч человек)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
416409
421390
354091
236071
286319
221083
213328
171873
163774
г. Санкт-Петербург

193428
158571
103497
124788
85673
94618
80661
83009
Ленинградская область
404243
216317
185366
123240
149156
124333
108732
82194
72165
Новгородская область
5892
5649
5286
4309
4614
3877
3757
3293
2900
Псковская область
6274
5996
4868
5025
7761
7200
6221
5725
5700Таблица №4: Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования
(миллионов тонн)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
109,0
104,5
96,3
85,2
69,9
49,7
47,4
47,0
46,8
г. Санкт-Петербург

14,3
13,8
13,4
9,9
4,2
4,6
4,4
4,7
Ленинградская область
94,6
76,6
69,7
55,8
47,6
36,9
34,7
34,0
34,0
Новгородская область
10,9
10,0
9,5
7,3
5,5
4,6
5,1
4,7
4,2
Псковская область
3,5
3,6
3,3
8,7
6,9
4,1
3,0
3,9
3,8Из таблиц № 3 и № 4, представленных выше, видно, что объем перевозки как пассажиров, так и грузов снизился примерно на 50%. Снижение грузооборота можно объяснить все тем же спадом производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Снизилось как обращение товаров внутри региона и субъектов федерации, находящихся в районе, так обмен региона продукцией с другими областями России. Сокращение объема перевозок пассажиров можно объяснить, во-первых, повышением тарифов на проезд, а также увеличением количества легковых автомобилей в собственности граждан.

5. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт играет очень важную роль как во внутрирайонных перевозках, так и в межрайонных и зарубежных. Также значительная часть перемещений населения как в пределах района, так и вне его, происходит именно на автомобилях и автобусах. Как уже было сказано, готовится строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что значительно облегчит перемещение в северные страны Европы.

Таблица № 5: Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием
(на коней года; километров дорог на 1000 квадратных километров)

1980
1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
108
110
112
112
119
133
141
144
145
147
Ленинградская область
108
111
113
113
113
112
112
117
119
120
Новгородская область
95
95
98
99
123
147
148
150
151
154
Псковская область
120
121
124
125
125
151
178
179
180
180Таблица № 6: Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования
(на конец года; в процентах)

1980
1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
92,4
98,3
99,0
99,1
99,3
99,1
99,1
98,2
97,9
97,7
Ленинградская область
91,3
98,4
99,4
99,5
99,5
99,5
99,5
96,9
96,2
95,7
Новгородская область
91,1
97,7
98,5
98,6
99,4
98,8
98,2
98,1
98,2
97,9
Псковская область
95,1
98,7
98,8
99,0
99,1
99,1
99,5
99,6
99,6
99,6Таблица № 7: Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог с твердым покрытием общего пользования
(на конец года; в процентах)

1980
1985
1990
1991
Северо-Западный район
45,9
52,8
62,0
63,4
Ленинградская область
57,2
61,0
67,0
67,9
Новгородская область
37,7
53,7
69,8
71,6
Псковская область
36,6
40,2
48,9
50,4Таблица № 8: Удельный вес районных центров, соединенных автомобильными дорогами с твердым покрытием с областным центром
(на конец года; в процентах)

1980
1985
1990
1991
Северо-Западный район
100
100
100
100
Ленинградская область
100
100
100
100
Новгородская область
100
100
100
100
Псковская область
100
100
100
100
Таблица № 9: Удельный вес центральных усадеб колхозов и совхозов, соединенных автомобильными дорогами с твердым покрытием с районным центром
(на конец года; в процентах)

1980
1985
1990
1991
Северо-Западный район
95,7
99,4
99,9
99,9
Ленинградская область
100
100
100
100
Новгородская область
100
100
100
100
Псковская область
90,7
99,4
99,7
99,7Данные таблицы № 5 - № 9 свидетельствуют о том, что строительство автомагистралей не прекращается, а увеличивается небольшими, но довольно значительными темпами. Причем автомобильных дорого отличного качества и в довольно отдаленные и глухие мета региона. Это связано прежде всего, на мой взгляд, с увеличением количества легковых автомобилей в собственности населения (см. таблицу № 12) и с налаживанием контактов со страна Скандинавии, поставки из которых и в которые идут в основном по автомагистралям.

Таблица № 10: Перевозки грузов автомобильным транспортом отраслей экономики
(миллионов тонн)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
536,2
507,9
437,4
339,0
232,1
166,7
146,6
121,9
90,0
г. Санкт-Петербург
240,4
201,1
122,1
101,3
73,6
42,9
42,2
31,6
21,6
Ленинградская область
173,1
145,7
152,3
118,6
82,8
64,0
59,3
46,2
37,2
Новгородская область
66,4
86,8
84,0
66,1
42,4
29,0
29,1
31,4
21,6
Псковская область
56,3
74,3
79,0
53,0
33,3
30,9
16,1
12,7
9,6Таблица № 11: Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики
(миллионов тонно-километров)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
12716
13323
12522
9081
7050
5574
6204
5766
4828
г. Санкт-Петербург
5430
5169
3991
3032
3141
2312
3220
2292
2205
Ленинградская область
3583
3497
3406
2458
1709
1251
1586
1192
964
Новгородская область
1826
2348
2542
1683
1198
946
902
1809
1327
Псковская область
1877
2309
2583
1908
1002
1064
496
473
333Снижение грузооборота, которое показано в таблицах № 10 и № 11, как было уже отмечено, связано с падением производства в нашей стране, и в Северо-Западном регионе, в частности.
Таблица № 12: Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями
(на конец года; на 1000 населения; штук)

1980
1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
27,7
38,5
52,6
64,0
66,5
78,6
85,8
104,9
122,4
126,4
г. Санкт-Петербург
30,3
40,9
56,2
72,2
74,5
90,9
100,3
119,3
146,6
147,9
Ленинградская область
21,6
32,2
44,8
49.3
52,6
59,8
60,4
89,3
84,4
96,5
Новгородская область
23,4
32,9
42,5
47,2
48,4
48,7
57,9
71,2
81,2
81,4
Псковская область
28,6
42,0
56,2
60,0
63,4
71,0
78,5
83,5
97,4
104,1Таблица № 13: Число дорожно-транспортных происшествий
(на 100000 населения)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
441,4
643,1
643,0
569,4
548,5
542,1
509,5
490,7
348,6
г. Санкт-Петербург
88,3
131,5
126,6
118,7
117,5
116,5
110,1
109,1

Ленинградская область
110,7
163,7
169,3
156,5
153,1
148,3
134,0
127,9
118,6
Новгородская область
117,5
174,5
173,3
144,4
136,4
127,4
127,4
126,4
111,0
Псковская область
124,9
173,4
173,8
149,8
141,5
150,1
138,0
127,3
119,0Таблица №14: Численность человек, получивших ранения в ДТП
(на 100000 населения)

1985
1990
1991
Северо-Западный район
472,4
709
695,8
г. Санкт-Петербург
89,6
140,0
132,9
Ленинградская область
125,1
190,0
190,7
Новгородская область
120,6
188,1
180,9
Псковская область
137,1
190,9
191,3Таблица № 15: Численность человек, погибших в ДТП
(на 100000 населения)


1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
79,3
120,7
143,8
125,0
126,5
128,7
106,8
92,7
69,8
г. Санкт-Петербург
14,3
22,3
25,9
17,2
19,3
17,5
14,0
10,9

Ленинградская область
21,8
34,2
41,2
38,2
36,8
38,8
32,6
28,4
17,0
Новгородская область
20,6
31,1
41,0
36,4
36,2
34,7
28,8
26,2
27,4
Псковская область
22,6
33,1
35,7
33,2
34,2
37,7
31,4
27,2
25,4Таблицы с двенадцатой по пятнадцатую дают понять, что за рассматриваемый период обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями выросла более чем в 4 раза. Это могло произойти за счет развития рыночных отношений в нашей стране, за счет некоторого увеличения доходов населения, а также вследствие того, что автомобиль становится товаром, не входящим в список дефицитных.
Следствием этого, однако не стало увеличение числа дорожно-транспортных происшествий и числа погибших в них, т.к. произошло как значительное улучшение качества отечественных автомобилей и автомагистралей, так и наводнение российского рынка машинами иностранного производства высокого качества.

Таблица № 16: Перевозки пассажиров автобусами общего пользования
(миллионов человек)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
2078,7
2421,9
2327,5
2054,1
1781,4
1591,0
1512,4
1973,2
2367,8
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
1738,3
2039,6
1929,2
1709,9
1442,8
1250,0
1183,0
1580,9
1938,4
Новгородская область
173,2
197,5
201,4
176,3
157,5
174,0
175,8
201,5
233,2
Псковская область
167,2
184,8
196,9
167,8
181,1
166,9
166,9
190,8
196,2Таблица № 17: Пассажирооборот автобусов общего пользования
(миллионов пассажиро-километров)

1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Северо-Западный район
14465
15976
15002
12477
10980
9750
9186
11167
13165
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
10995
12275
11237
9279
7797
6607
6407
7975
9618
Новгородская область
1748
1925
2004
1573
1458
1582
1617
1862
2003
Псковская область
1722
1776
1761
1626
1725
1561
1162
1330
1544Таблица № 18: Обеспеченность населения автобусами общего пользования
( в расчете на 100000 человек населения; на конец года; штук)

1980
1985
1990
1991
Северо-Западный район
105
111
100
97
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
103
107
95
92
Новгородская область
118
134
133
132
Псковская область
109
120
115
112Данные таблиц № 16, № 17 и № 18 показывают положение автобусного транспорта. Налицо как сокращение числа перевозок пассажиров, так и снижение обеспеченности населения автобусами общего пользования. Это можно объяснить как повышением тарифов за проезд, так и уменьшением числа автобусов в парках, вследствие негодности старых и производства новых в незначительных количествах, причиной чего стал спад производства.
6. Построение контурных карт
Для построения контурных карт, характеризующих транспортную сеть Северо-Западного района, были использованы данные 1985 и 1995 годов, а также особый коэффициент развитость транспортной системы (РТС), который рассчитывается как сумма абсолютных величин перевозок грузов, протяженности линий, а также количества перевезенных пассажиров.
Далее приводятся сводные таблицы данных, по которым и происходит расчет коэффициента РТС.

Таблица № 19: Железнодорожный транспорт в 1985 году.

Протяженность путей, тыс. км
Перевозки пассажиров, тыс. чел.
Перевозки грузов, млн. тонн
РТС
Северо-Западный район
5,1
416409
109
-
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
2,8
404243
94,6
239
Новгородская область
1,2
5892
10,9
31
Псковская область
1,1
6274
3,5
26Из коэффициента видно, что на 1985 год транспортная система Ленинградской области была наиболее развита, по сравнению с Псковской и Новгородской областями.

Таблица № 20: Железнодорожный транспорт в 1995 году.


Протяженность путей, тыс. км
Перевозки пассажиров, тыс. чел.
Перевозки грузов, млн. тонн
РТС
Северо-Западный район
5,1
213328
47,4
-
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
2,8
203350
39,3
233
Новгородская область
1,2
3757
5,1
37
Псковская область
1,1
6221
3,0
30Особенность этого года состоит в том, что расстановка областей по показателю РТС не изменилась, а, следовательно, карта будет выглядеть аналогичным образом.

Таблица № 21: Автомобильный транспорт в 1985 году.


Протяженность путей, тыс. км
Перевозки пассажиров автобусами, млн. чел.
Перевозки грузов, млн. тонн
РТС
Северо-Западный район
21,7
2078,7
536,2
-
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
9,7
1738,3
413,5
206
Новгородская область
5,2
173,2
66,4
44
Псковская область
6,7
167,2
56,3
49 В данном случае показатель РТС остается наивысшим у Ленинградской области, но у Псковской области он больше, чем у Новгородской, в отличие от железнодорожного транспорта.

Таблица № 22: Автомобильный транспорт в 1995 году.

Протяженность путей, тыс. км
Перевозки пассажиров автобусами, млн. чел.
Перевозки грузов, млн. тонн
РТС
Северо-Западный район
28,4
1512,4
146,6
-
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)
10,2
1183,0
101,5
183
Новгородская область
8,3
1175,8
29,1
126
Псковская область
9,8
166,9
16,1
57Данные этой таблицы опять показывают первенство Ленинградской области в РТС. Но показатель Новгородской области здесь значительно больше показателя Псковской области. Предлагается карта № 3.
Карта № 3.

Таблица № 23: Перевозка грузов и протяжённость путей сообщения в субъектах Российской Федерации

Цветом на карте отображается количество перевозимых грузов, штриховкой - обеспеченность путями сообщения. Обеспеченность путями сообщения рассчитывается по следующей формуле:

ОПС = (Lжд + 0,8La + 0,5Lввп + 0,01Vмп)/ S , где:

Lжд - протяжённость железных дорог, км;
L а - протяжённость автомобильных дорог, км;
L ввп - протяжённость внутренних водных путей, км;
Vмп - объём морских перевозок, тонн
S - площадь субъекта Федерации.
В таблице:
1 - перевозка грузов железнодорожным транспортом общего пользования, по отправлению (млн. тонн)
2 - перевозка грузов автомобильным транспортом отраслей экономики (млн. тонн)
3 - перевозка грузов внутренним водным транспортом, по отправлению (млн. тонн)
4 - перевозка грузов морским транспортом, по отправлению (млн. тонн)
5 - протяжённость железных дорог общего пользования, км
6 - протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием, км
7 - протяжённость внутренних водных путей общего пользования, км


перевозка грузов
Протяжённость путей сообщения

1
2
3
4
5
6
7
Северо-западный район
48
167
7,3
5
5036
27649
3125
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург)(1)
40
107
6
5
2780
9616
1909
Новгородская область(2)
4
29
1
-
1156
8179
627
Псковская область(3)
4
31
0,3
-
1100
9854
589ОПС 1=130,59
ОПС 2=145,68
ОПС 3=168,69
Перевозка грузов:
(1)– 158
(2) – 34
(3) – 35,3

Заключение

В заключении хочется подвести итоги проделанной работы по анализу транспортной сети Северо-Западного региона.
Меня наиболее волнует настоящее положение транспортной системы областей региона. Как показывают данные, в Ленинградской области показатели развития транспортной системы очень велики, но в расчете на территорию области выходит, что показатели обеспеченности путями сообщения самые низкие в регионе. Обратное наблюдается в Новгородской и Псковской областях.
Но, просматривая данные на сегодняшний момент, можно увидеть незначительную, но тенденцию к повышению показателей развития всех субъектов региона.

Список литературы

1. Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география». – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. – 150 с.
2. Волков А.А., Клименко Е.Д., Мелещенко В.И. Ленинградский социально-экономический комплекс. – Л.: Лениздат, 1979. – 240 с.
3. Народное хозяйство РСФСР в 1975 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ РСФСР. – М.: Статистика, 1976. –519 с.
4. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ РСФСР. – М.: Финансы и статистика, 1986. – 398 с.
5. Показатели экономического развития республик, краев, областей Российской Федерации/ ГОСКОМСТАТ России. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993. – 240 с.
6. Развитие региона: цели, проблемы, перспективы. (На примере Северо-Западного экономического района) / АН СССР., отв. ред. Б.С. Жихаревич, О.П. Литовка. – Л.: «Наука», 1989. – 152 с.
7. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 424 с.
8. Регионы России: Стат. сб.: [В 2 т.]. / Гос. ком. Российской Федерации по статистике; [Ред. кол.: В.И. Галицкий (отв. ред.) и др.]. – М.: [Моск. Издат. Дом], 1998. Т.2. – 797 с.
9. Российская Федерация, Санкт-Петербург и области Северо-Западного экономического района в 1992 году /ГОСКОМСТАТ России. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993. – 247 с.
10. Транспорт и связь Российской Федерации. 1992.: Краткий статистический сборник. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1992. – 88 с.
11. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999. – 533 с. – (Высшее образование).


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru