1. • Глобальные проблемы современности
  2. • Общемировые проблемы
  3. • Основные типы цивилизаций
  4. • Римский Клуб и его историческое развитие
  5. • Авторский материал: Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и ...
  6. • Глобальные проблемы современности
  7. • Актуальные проблемы социологии и их развитие
  8. • Экономические аспекты глобальных проблем современности
  9. • Актуальные проблемы социального развития и пути их решения
  10. • Мир глобальных проблем
  11. • Курсовая: Глобальные экономические проблемы: сущность, виды, динамика
  12. • Сущность глобальных проблем
  13. • Глобальные проблемы современности
  14. • Глобальные проблемы человечества
  15. • Международный терроризм как глобальная проблема современности
  16. • Глобальные прблемы человечества
  17. • Актуальные проблемы развития современной рыночной ...
  18. • Глобальные проблемы человечества

Реферат: Глобальная социология:актуальные проблемы всемирного развития


Содержание
1.Основные тенденции современного мирового развития.
2.Единство мира
Список использованной литературы

1.Основные тенденции современного мирового развития.
Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений ,их механизмы и направленность.Понятие "социальные изменения" носит самый общий характер.Социальное изменение - это переход социальных систем,общностей,институтов и организаций из одного состояния в другое.Понятие "социальное изменение" конкретизируется понятием развития.Развитие-это необратимое,направленное изменение материальных и идеальных объектов.Развитие предполагает переход от простого к сложному,от низшего к высшему и т.д.Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития:эволюционный и революционный,прогрессивный и регрессивный,имитационный и инновационный и т.д.
Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматриваются как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов.Эволюционные процессы трактуются как постепенные,медленные,плавные,количественные преобразования объектов.Революционные же-как относительно быстрые,коренные,качественные изменения.Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных течения в социологии:социальный эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса,как части общего,бесконечно разнообразного и активного процесса эвоции Космоса,планетной системы,Земли,культуры.Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г.Спенсера.Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса,которая включает в себя несколько принципиальных моментов.Ядро этой схемы составляет дифференциация,которая неизбежна,поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы.По мере возрастания сложности и разнородности в системах ускоряется темп дифференциации,так как каждая дифференцированая часть является не только результатом дифференциации,но и дальнейшим источником ее.Дифференциация,по Спенсеру предполагает специализацию,разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений.Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации структурного и функционального соответствия всех составляющих целого.Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией.Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия,обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям.Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации.Однако,накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.
Социальная эволюция,по мнению Спенсера,составляет часть универсальной эволюции.Она состоит в усложнении форм общественной жизни,их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.В социологии Г.Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в.- идея существования исторических стадий человеческого общества,развивающихся от простого к дифференцированному,от традиционного к рациональному,от непросвещенного к просвещенному,от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией,использующего искусственно созданную силу,от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.
Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э.Дюркгейм.Именно Э.Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение,что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества.Э.Дюркгейм противопоставил два типа общества.На одном полюсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой,состоящие из однородных и подобных между собой сегментов,на другом- высокосложные общества,представляющие собой систему различных органов,из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.
Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюциоонным путем,основные пункты которого выглядят следующим образом:
1)в сегментарном обществе растет население;
2)это увеличивает "моральную плотность",многократно умножает общественные отношения,в которые включен каждый человек,и,следовательно,усиливается конкуренция;
3)отсюда возникает угроза сплоченности общества;
4)разделение труда призвано устранить эту угрозу,так как оно сопровождается дифференциацией(функциональной,групповой,ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.
В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий,поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог
Ф.Теннис(1855-1936 гг.) в своей знаменитой книге "Община и общество".Ф.Теннис использует немецкие термины "гемейншафт"и "гезельшафт" ,чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи.Понятие "Гемейншафт" применяется к крестьянской деревенской общине,а понятие "Гезельшафт" - к индустриальному городскому обществу.Основные различия между ними состоят в следующем:
1)Гемейншафт предполагает,что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями,а общество типа "гезельшафт" основано на стремлении к личной выгоде;
2)Гемейншафт придает основное значение обычаям,в то время как Гезельшафт основано на формальных законах;
3)Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию,в то время,как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли;
4)Гемейншафт опирается на религиозные,Гезельшафт - на светские ценности;
5)в основе Гемейншафт лежит семья и община,в основе Гезельшафт - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.
В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества.Она была сформулирована в двух вариантах французским социологом Р.Ароном в лекциях,прочитанных в Сорбонне в 1956-1959 гг.,и американским экономистом и политологом
У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста"(1960 г.).Теория "индустриального общества" описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общества,в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому,промышленно развитому,"индустриальному"обществу.Для индустриального общества характерны:
1)развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом,при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;
2)массовое производство товаров на широкий рынок;
3)механизация и автоматизация производства и управления;
4)научно-техническая революция.
Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций ,высокая степень мобильности и урбанизации,качественные сдвиги в структурах национального потребления.С точки зрения данной теории,основные характеристики крупной промышленности - индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством,но и во всех других сферах общественной жизни.
Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории "постиндустриального общества".Наиболее видные ее представители - американские социологи и политологи Д.Белл,З.Бжезинский,А.Тоффлер и фрранцузские социологи и политологи А.Турэн и Ж.Фурастье.Согласно данной теории,общество в своем поступательном развитии проходит 3 основные стадии:
1)доиндустриальную(аграрную);
2)индустриальную;
3)постиндустриальную.
Бжезинский третью стадию называет технотронной,а А.Тоффлер - свериндустриальной.На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство,на второй - вторичная сфера - промышленность,на третьей стадии - третичная - сфера услуг.Основная задача этой стадии - индивидуализация производства и потребления.В доиндустриальном обществе главная цельвласть.В индустриальном - деньги,а в постиндустриальном - знание,обладание знанием является главным,престижным фактором.Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации:в аграрном обществе - это церковь и армия,в индустриальном - корпорации,в постиндустриальном - универститеты.В соответствии с этим находится и социальная структура : в аграрном обществе господствующую роль играют священники и феодалы,в индустриальном - бизнесмены,в постиндустриальном - ученые и менеджеры-консультанты.
Теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма,поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности:национализмом,духом предпринимательства,конкуренции,протестантской этикой ,личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т.д.Технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни,однако они не сопровождаются социальными конфликтами,социальными революциями.
Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании социальных изменений.Однако наряду с ней довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества,основоположником которой были К.Маркс и Ф.Энгельс.Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории.Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытно-общинную,рабовладельческую,феодальную,капиталистическую и коммунистическую.Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции.Социальная революция - это коренной качественный переворот по всей системе общественной жизни.Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей,консервативной системой производственных отношений ,который проявляется в усилении социальных антогонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом,заинтересованным в сохранении существующего строя ,и угнетенными классами.Первым актом социальной революции является завоевание политической власти.На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений.С точки зрения марксизма,великая и стратегическая роль революций состоит в том,что они устраняют преграды с пути общественного развития,служат мощным стимулом для всего общественного развития.К.Маркс называл революции "локомотивами истории".
Эволюционистские и революционистские теории общества основываются на идее общественного прогресса.Они утверждают возможность направленного развития общества,характеризующегося переходом от низшего к высшему,от менее совершенного к более совершенному.В одном случае критерием прогресса объявляется усложнение социальной организации общества (Г.Спенсер),в другом - изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э.Теннис),в третьем - изменения в характере производства и потребления(У.Ростоу и Д.Белл),в четвертом - степень овладения общества стихийными силами природы ,выражающаяся в росте производительности труда и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития(К.Маркс).
Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества,базирующимися на идее прогресса,существуют теории,отрицающие возможность прогрессивного развития.Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии,является концепция культурно-исторических типов развития общества.В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры,вычленяются определенные типы социальной и культурной систем,подчеркивается их своеобразие,а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости,локальности культур и цивилизаций.Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристкой теории общественного развития,согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный,закономерный процесс прогрессивного развития,перехода от низших ступеней к высшим.Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы,которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла,наконец,своего предназначения - мирового господства.
Линейная,европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока,России и других регионов,находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации.Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ.
Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н.Я.Данилевский.Н.Я.Данилевский подразделял все народы на "исторические" и "неисторические"."Неисторические народы"-это этнографический материал,тупиковые ветви в развитии общества.Они не в состоянии решать свою судьбу,выработать формы своей государственности и т.д.Поэтому они не в состоянии выработать свои культурно-исторические типы.Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит "историческим" народам.Н.Я.Данилевский насчитывает 13 "типов", или "самобытных цивилизаций":египетский,китайский,ассировавилонский(древнесемитский), индийский,иранский,еврейский,греческий,римский,новосемитический(
аравийский),романо-германский,перуанский."Культурно-исторические
типы",по Н.Я.Данилевскому,различаются по своеобразным сочетаниям
четырех основополагающих элементов:религиозного,культурного,политического и общественно-экономического.Почти все культурно-исторические типы ,считал Данилевский,одноосновны,т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один:например,в европейском-религиозный,в греческом-культурный,в романо-германском - общественно-экономический.И лишь славянскому типу с его православием,культурной самобытностью,самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом.Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы.Н.Я.Данилевский считал,что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа.Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.Таким образом,теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского служила методологической основой славянофильской идеологии.
С точки зрения Н.Я.Данилевского ,каждый культурно-исторический тип,если он не погибает насильственной смертью,проходит 4 основные фазы своего развития:первый период - "бессознательный",когда нарроды еще не вышли на историческую арену и пребывают на уровне "этнографического материала".Второй период - период государственного становления,формирования основных социальных институтов и социальных регуляторов.Эти два периода занимают самый длительный промежуток в истории данных народов.Третий - период расцвета цивилизации , и четвертый - период упадка.Это относительно краткие пероды.Их продолжительность исчисляется двумя-тремя столетиями.
В западной социологии сторонниками теории культурно-исторических типов являются немецкий ученый О.Шпенглер и английский историк А.Тойнби.О.Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов
:египетский,индийский,вавилонский,китайский,греко-римский,визанийско-аравийский,культура майя,а также пробуждающаяся русско-сибирская культура.Каждый из этих типов ,по О.Шпенглеру ,вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" -т.е.способа переживания жизни ,подчиняется жестокому биологическому ритму и проходит основные фазы развития :рождение и детство,молодость и зрелость,старость и "закат".
Для того,чтобы более резко подчеркнуть основные фазы в развитии культурно-исторических типов,О.Шпенглер вводит резкое противопоставление между культурой и цивилизацией.Первый этап в развитии культурно-исторического типа он называет культурой.Культура-это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-исторического типа.Она характеризуется "органическим" типом эволюции во всех сферах общественной жизни-социальной и политической,религиозной и этической,художественной и научной.Второй этап
- цивилизация характеризуется "механическим" типом эволюции,представляющим собой "окостенение" творческих начал культуры и ее распад.Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах,цель которых,по О.Шпенглеру,глобальное господство над миром государства-победителя.Европа,по мнению О.Шпенглера,переживает стадию цивилизации.Отсюда вывод о неизбежном скором
"закате" Европы.
Продолжателем и защитником идей Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера является английский историк,социолог и философ А.Тойнби.С точки зрения А.Тойнби,объектом изучения науки могут быть человечество в целом или какие-либо конкретные,национально-государственные образования ,или определенные культурно-исторические типы,которые он называет цивилизациями.Цивилизации, по А.Тойнби,представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории,целостные системы,в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга.Цивилизации сопоставимы,сравнимы между собой,а также с примитивными обществами,которые еще не достигли стадии цивилизаций.Это позволяет исследователю использовать сравнительно-исторический метод.На основе определенных критериев исследователь может определить,как далеко те или иные цивилизации продвинулись вперед,насколько они отстали от наиболее высокого уровня,и на этой основе можно будет говорить о значении каждой отдельной цивилизации.
В качестве важнейшего интегрального критерия развития цивилизаций А.Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки - то есть определенного им,по-видимому,Богом(хотя А.Тойнби избегает такого выражения) предназначения в истории.По сути дела,концепция Тойнби представляет собой провиденциализм - учение о предопределении общественного развития.А.Тойнби выделяет 6 основных культурно-исторических типов:
1) первичные,обособленные цивилизации(египетская,андская);
2) первичные необособленные цивилизации(шумерская,минойская,индская,шанская,майя);
3)вторичные,дочерние цивилизации(вавилонская от шумерской,хеттская от шумерской,эллинистическая от минойской,сирийская от минойской,древнеиндийская от индской,дренекитайская от шанской,юкатанская от майя,мексиканская от майя;
4)третичные,дочерние цивилизации(православно-христианская,русская,западная,арабо-мусульманская,дальневосточно-японская;
5)застывшие цивилизации(эскимосская,кочевая,османская,спартанская);
6)неразвившиеся цивилизации(дальневосточная-христиан-
ская,дальнезападно-христианская).
При объяснении причин становления и развития цивилизаций
А.Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания.Решающая роль,по его мнению,принадлежит "Ответу" тех или иных народов на "Вызов",брошенный им обстоятельствами.Из этого вытекает и критерий общественного развития.Серия последовательных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление роста,по его мнению,если по мере развертывания процесса наблюдается тенденция к смещению действия из области внешнего окружения - физического или человеческого - в область внутреннего.По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов,идущих из внешней среды,и все больше появляется вызовов,рожденных внутри действующей системы или личности.Основной же критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения(А.Тойнби.Постижение истории.М.,1991,С.250)
Своеобразную концепцию культурно-исторических типов развивал
П.А.Сорокин.В качестве таких типов он рассматривал социокультурные суперсистемы.В основе организаций этих суперсистем лежит мировоззрение,которое формируется на базе определенного способа познания.П.А.Сорокин видел три типа суперсистем:
1) спиритуалистическая,в которой на первом месте стоят сверхчувственная реальность и истина;
2) сенсуалистическая,в которой источником и мерой всех вещей признается чувственность,ощущение;
3) идеалистическая,основанная на синтезе интуиции,разума и чувственности.
Данные суперсистемы не могут быть сведены к физической реальности.Они существуют идеально,но исторически объективизируются в материальных "средствах".
П.А.Сорокин считал,что в социокультурных процессах можно вычленить ограниченное во времени линейное движение,а также установить некоторые повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими.Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений.Соответственно сменяются и типы социокультурных суперсистем.Основные причины изменения,согласно
П.А.Сорокину,находятся внутри суперсистем.В качестве одного из важных источников изменений П.А.Сорокин называет по необходимости неполное состояние интеграции этих суперсистем.
2.Единство мира.
Теория культурно-исторических типов П.А.Сорокина принципиально отличается от теорий подобного типа О.Шпенглера и А.Тойнби тем,что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивилизации ,объединяющей все человечество.В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие.Ее укреплению в науке и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.Что понимать под термином "глобализации социальных и культурных процессов"? Этимологически термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус" - то есть Земля,земной шар,и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность,не только то ,что они охватывают весь земной шар.Глобализация связана,прежде всего,с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле.Эта интернационализация означает,что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических,политических и иных связей,взаимодействий и отношений.Таким образом,в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества,которое представляет собой принципиально новую суперсистему,спаянную общей судьбой и общей ответственностью.Поэтому,несмотря на разительные социально-культурные,экономические,политические контрасты различных регионов,государств и народов,социологи считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.
Такой глобалистический подход уже ярко обнаруживается в рассмотренных ранее концепциях "постиндустриального общества","технотронной эры" и др.Эти концепции акцентируют внимание на том факте,что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества,но и во всем образе жизни людей.Особенность же современного технологического переворота,связанного с информатизацией общества,состоит в том,что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия.Благодаря широкому развитию микроэлектроники,компьютеризации,развитию средств массовой коммуникации и информации ,углублению разделения труда и специализации,человечество объединяется в единую социокультурную целостность.Существование такой целостности диктует свои требования к человечеству в целом и к отдельной личности,в частности.В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение,приобретение нового знания,овладение им в процессе непрерывного образования,а также его технологическое и человеческое применение.
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности,тем выше должна быть степень развития самого человека,его взаимодействия с окружающей средой.Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура,в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития.Отсюда и новые требования к личности:в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация,виртуозное овладение техникой,предельная компетенция в свой специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
Однако глобализация социальных,культурных,экономических и политических процессов в современном мире,наряду с позитивными сторонами,породила ряд серьезных проблем,которые получили название "глобальных проблем современности" :экологических,демографических,политических и т.д.Совоокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему "выживания человечества".
Глобальные проблемы:
- проблема экологии
- сохранения мира
- освоения космоса и Мирового океана
- продовольственная проблема
- проблема народонаселения
- проблема преодоления отсталости
- проблема сырья
Особенности глобальных проблем:
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.
Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.
Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.
В наше время глобальные проблемы:
- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;
- а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства. Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.
Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.
В войнах погибло (млн. человек) XVII век 3,3 XVIII век 5,5 XIX век 16
В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную.
А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности, довольно прост. Глобальные проблемы явились результатом: С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Экологическая проблема.
Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами.
Характерные примеры:
Великобритания "экспортирует" 2/3 своих промышленных выбросов. 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение. От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их площадей. В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории. Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, использующих их водные ресурсы. С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с 13,5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны. Огромные и все более расширяющиеся масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы планеты.
На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциала биосферы. Это подтверждается следующими факторами:
* Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения
сельского хозяйства;
* Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000
года она возрастает на 20%;
* Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С
1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли;
* Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек. Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата. По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так на результате которого происходит потепление климата всей планеты. Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше время. В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:
- таяние льдов
- поднятие уровня мирового океана на один метр
- затопление многих прибрежных районов
- изменение влагообмена на поверхности Земли
- сокращение количества осадков
- изменение направления ветра
Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их жизни. Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский, человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию
Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик.
Проблема войны и мира.
Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранится хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч ч площади города превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости. Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей. На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый эквивалент превосходит 10 т. Если бы у людей было столько продовольствия, всех видов оружия и взрывчатых веществ существует на планете!.. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и "обычные" средства ведения войны вполне способны причинить глоба ущерб и человечеству, и природе. К тому же следует иметь в виду, что технологии ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения. Соотношение между количеством пог военных: Первая мировая война - в 20 раз меньше Вторая мировая война - одинаково Война в Корее (1950-1953 гг.) - в 5 раз больше Вьетнамская война (1964-1968 гг.) - в 20 раз больше. Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже локальная война с применением самых современных средств ее ведения? Как считают специалисты, применение современного оружия приведет, по крайней мере к 100 - кратному превышению количества жертв среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных.
Отсталость
Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем современности заключается в том, как преодолеть отсталость в развитии большей части человечества. Отсталость - результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти разумный, реальный выход из критического положения.Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни.
Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше, а урожайность зерновых в 2 раза ниже чем в развитых странах.
Но что же мешает развивающимся странам преодолевать их отсталость? Причин на это несколько.
* Прежде всего следует иметь в виду, что это - аграрные страны.
На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.
* Другая причина необходимость осваивать новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле. Однако она деформирует экономику этих стран.
* Еще одна причина отставания развивающихся стран - использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.
* Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.
* Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать э Все большое число людей в мире осознает, что проблемы развивающихся государств, стремительно выходит на авансцену истории.
Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только их самих. И дело не просто в нашем сострадании, в невозможности не сопереживать их тяготы, в трудности смириться с вопиющей социальной несправедливостью. Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе и самим развитым странам. Оно во многом и, пожалуй, даже в главном определяет судьбу человечества. Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее в и стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут иметь любые, в том числе и трагические последствия для других стран и даже для всего человечества. Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения. Однако для того, чтобы покончить с отсталостью, необходимо совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире:
1. Установить новый мировой экономический порядок;
2. Устранить все формы неравноправия народов мира;
3. Утвердить такую систему общественных отношений между странами и в пределах каждой страны, которая предоставила бы реальные возможности для решения глобальных проблем. Другого пути у человечества нет! Либо образование, научно-технический прогресс, достижения мировой культуры будут служить всем людям. Либо человечество с неизбежностью начнет деградировать.
Новое политическое мышление - это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы равноправия всех народов и отражая их взаимозависимость в развитии цивилизации.
- Захотят ли люди искать решения этих нелегких проблем сообща ( в диспутах, на конференциях, за столом переговоров)?
- В какой мере им удастся избежать деструктивных действий и направить все материальные и духовные ресурсы на развитие цивилизации?
- Наконец, как они воспользуются жизнью и разумом?
Эти вопросы открыты. Быть может, жизнь подскажет нам, как их нужно решать. Каждый последующий шаг в истории открывает нам новые горизонты. Нужно уметь прислушаться к пульсу истории, чувствовать ее дыхание. И тогда она подскажет правильное направление мысли и действия, убережет от догм и беспочвенных новаций.
Глобальные проблемы - вызов человеческому разуму.
Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле. История эволюции жизни на Земле - это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными ор к окружающей среде и самой этой средой. Гипертрофия разума ни в чем не отличается от гипертрофии различных органов у каких-нибудь рептилий. И сегодня ,полагал И.С. Шкваловский, мы являемся свидетелями того, как человечество неминуемо идет к своему концу. Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же чудовищной гипертрофией, как клыки у саблезубого тигра? И не свидетельствует ли о близком конце цивилизации со зловещей скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды? Гибель советского танкера у берегов Японии. Разлилась нефть, что привело к гибели различных видов рыб, птиц и животных. Подготовка к ядерной войне в Ираке. А ведь это будет III мировая война и т.д. Мы не можем игнорировать сегодня так тревожащую нас возможности самоуничтожения человечества. Видимо не существует фатальной неизбежной ни перехода человечества в царство гармонии, как утверждал В.И. Вернадский, ни его гибели от собственного разума, как считал Шкваловский. Будущее открыто перед людьми. За него надо бороться, и оно во многом зависит от нас самих. Судьба биосферы Земли в большей степени зависит от деятельности людей. Старость человека является естественным завершением его жизни. Но нередко люди уходят из жизни молодыми и иной раз даже по собственной воле. История дает нам немало примеров гибели не только целых нар Конечно, никаких независимых от опыта гарантий, что человечество не погубит и себя и природу, нет и быть не может. Вернадский один из первых обратил внимание на то, что деятельность человечества в наше время стало геологической силой, меняющей лик Земли. Его концепции геологические последствия деятельности людей представляет собой проявление закономерностей развития природы и независимы от особенностей исторического процесса. Но именно специфика развертывания истории, ее закономерности приводят к тем или иным результатам воздействия человека на природу. Человеческая деятельность, а так же ее продукты сегодня, как никогда, насыщаются научными познаниями, разумом. Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютер всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом. Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт - все в современном обществе опирается на достижения науки.
Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.
Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.
Основатель международного исследовательского центра "Римско-
го клуба" ,изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем,А.Пиччели так сформулировал сущность этой проблемы:"Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том,что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям,которые сам внес в этот мир".Поскольку проблема,возникшая на этой критической стадии его развития,находится внутри,а не вне человеческого существа,взятого как на индивидуальном,так и на коллективном уровне,то и ее решение,по мнению Печчеи,должно исходить прежде всего,и,главным образом,изнутри его самого.И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему,то нам необходимо,прежде всего,подумать об изменении самого человека,о революции в самом человеке.(Печчеи А. "Человеческие качества"
М.1982,с.42)
А.Печчеи,конечно же,имеет в виду,прежде всего,изменение социальных установок личности и общества,переориентации человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самосовершенствование.Но он не ограничивался такими абстрактными пожеланиями.По его инициативе ,по заказу "Римского клуба" были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания."Мир-2" Д.Форрестер(1971 г.) "Мир-3" Д.Медоуз(1978 г.),"Стратегия выживания" (М.Месарович и Э.Пестель (1974 г.) В 1974 г. параллельно с М.Месаровичем и Э.Пестелем группа аргентинских ученых во главе с профессором Эрера разработала так называемую латиноамериканскую модель глобального развития,или модель "Барилоге".В 1976 г. под руководством Я.Тинберга(Голландия)был разработан новый проект "Римского клуба"-"Изменение международного порядка" и т.д.
В глобальных моделях берется "мир в целом".Проводя с помощью системной динамики расчеты для мира в целом Форрестер и Медоуз пришли к выводу,что противоречия между ограниченностью земных ресурсов ,в частности,ограниченностью пригодных для сельского хозяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающегося населения,могут привести к середине XXI в. к глобальному кризису: катастрофическому загрязнению среды обитания,резкому возрастанию смертности,истощению природных ресурсов и упадку производства.В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась концепция "глобального равновесия",согласно которой необходимо немедленно прекратить увеличение численности населения земного шара,ограничить промышленное производство,уменьшить примерно во сто раз потребление ресурсов Земли.
Модели Форрестера и Медоуза привлекли внимание к реально существующим проблемам глобального характера,заставили человечество задуматься о дальнейших путях своего развития.Однако заложенные в этих моделях методологические просчеты позволили подвергнуть сомнению содержащиеся в них выводы.В частности,указывалось,что при составлении модели отбор параметров осуществлялся по чисто конкретно-научным и прикладным критериям,позволяющим вести математическую обработку:средние величины производства и потребления,усуги и питания рассчитывались в среднем на душу населения.Только для демаграфических параметров вводилась дифференциация,но и то по чисто демаграфическому признаку:брались в расчет различные возрастные группы.Таким образом,все эти параметры "очищались от их конкретного социального содержания".
Модель Мессаровича и Э.Пестеля в какой-то мере попыталась учесть эту критику.В своем исследовании "Мир-3" они стремились проанализировать большее по сравнению с предшествующим проектом количество факторов,способных лимитировать развитие,исследовать возможности локализации кризисов,найти пути их предотвращения.Модель Мессаровича-Пестеля описывает мир не просто как одно целое,а как систему взаимосвязанных 10 регионов,взаимодействие между которыми осуществляется через экспорт-импорт и миграцию населения.Регион- это уже социокультурный параметр,подсистема в глобальной общественной системе.И хотя он выделяется по экономическим и географическим критериям,но с учетом некоторых социальных и культурных характеристик:ценностей и норм сообщества.
В модели Мессаровича-Пестеля предусмотрена возможность управления развитием(модель не замкнута).Здесь можно зафиксировать такие элементы социологического подхода,как цели организации,субъект управления,принимающий решения на основе определенных ценностей и норм.Авторы этой модели пришли к заключению,что миру угрожает не глобальная катастрофа,а целая серия региональных катастроф,которые начнутся значительно раньше,чем предсказывали Форрестол и Медоуз.Концепции "глобального равновесия" авторы модели "Мир-3" противопоставили концепцию "органического роста" или дифференцированного развития,различных элементов системы,когда в отдельные периоды интенсивный рост одних параметров в определенных регионах (например,уровень питания,сельскохозяйственный и промышленный капитал в регионах Азии и Африки) сопровождается органическим ростом в других (например,в странах Запада должен быть ограничен рост материального потребления).
Однако никакие глобальные модели не смогли предсказать тех колоссальных изменений,которые произошли во второй половине 80-х-начале 90-х в Восточной Европе и на территории СССР.Эти изменения существенно модифицировали характер течения глобальных процессов,поскольку они означали прекращени "холодной войны",интенсификацию процесса разоружения,существенно повлияли на экономическое и культурное взаимодействие.Несмотря на всю противоречивость этих процессов,огромные издержки для населения социальных-экономических и политических преобразований,можно предположить,что они будут в большей мере способствовать формированию единой глобальной общественной цивилизации.
Список использованной литературы
1.А.А.Радугин,К.А.Радугин,"Социология.Курс лекций",
Москва,"Владос",1995 г.
2.В.А.Зубаков,"Прошлое и будущее человечества глазами эколога",
"Общественные науки и современность",N 3,1997 г.
3."Политическая социология",
Ростов-на-Дону,1998 г.


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru