Реферат: Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)

Введение
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.
В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Древнегреческая цивилизация
Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;
а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.
Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? некоторые наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата племен особенно ярко выделялись такиекак:
Племена архейцев (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки.
Древнегреческая цивилизация делится на три периода:
1. Архаический (8-6 вв.)
2. Классический (5-4 вв.)
3. Эллинистический (4-1 вв.)
В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не сразу. Что было как бы две попытки формирования цивилизации. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура. Любая цивилизацияне формируется на пустом месте, ей что-то предшествует. В данном случае древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как:
киклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам), которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса).
Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос. Он обнаружил неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу. Исходя из находок А. Лева, можно представитьжизнь населения того времени на острове Крит. Минойская цивилизация во-первых характеризуется рассветом земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки земли территория. Также важнейшую роль играло скотоводство. Наблюдался прогресс в ремесленничестве. Это было сильное централизованное государство, которое возглавил царь Минос. Кроме того, надо отметить тот факт, что жители занимались не только сельскохозяйственными работами, но также и активным морским пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию можно встретить под названием дворцовая цивилизация из-за монументальных дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было заимствовано у египтян. Но в 15 веке до н.э. остров Крит пережил страшную катастрофу. Существуют две версии относительно гибели цивилизации. Согласно одной из них на одном из небольших островов, который расположен где-то в 120 км к северу от Крита, произошло извержение вулкана с большим выбросом пепла и образовавшимся цунами. Существует и другая версия, что цивилизация погибла в результате нашествия агрессивных адериков, которые пришли с материковой части на остров. До настоящего времени единой точки зрения на гибель минойской культуры не существует.
На смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация.
Севернее города Афины находится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация.
Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман. Ища Трою в этом регионе, он наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую цивилизацию или как её еще называют архейская культура от названия племени архейцы. Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера «Эллада» и «Одиссея».
Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать следующими чертами. Такими как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные усыпальницы, которые получили название Толосы. В районе Микен и острова Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли собой определенный вид письменности.
С конца 13 века, в течение 100 лет армейская культура была уничтожена. Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации. По доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию уничтожили племена греков дорийцев. Города были уничтожены, часть населения переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии.
11 - 9 века до н.э. в истории Греции обозначены как «тёмные» века. Они получили своё название из-за того, что в современной истории нет полного, четкого представления о том, что же происходило в эти века на территории Греции. Все что мы знаем, составлено на анализе поэм Гомера «Эллада» и «Одиссея», Этот период характеризуется примитивным развитием земледелия, орудий труда, ремеслом.
Весь этот период Минойская, Микенская цивилизации, все это предшествовало появлению древнегреческой цивилизации. Это можно сравнить как бы с первым опытом образования греческой цивилизации.
Второй опыт начался в архаическую эпоху (8 -6 века до н.э.). Это и было непосредственное строительство древнегреческой цивилизации. Этому способствовало, во-первых, возросшая технологическая база и экономический уровень развития общества в условиях победы железного производства. Во-вторых, углубление общественного разделения труда. В-третьих, формирование подлинных городских центров. В-четвертых, формирование развитого типа рабовладения.
Архаическая эпоха.
В эпохуархаикискладываютсяосновныечертыэтикидревнегреческого общества. Ееотличительнойособенностьюбылосоединениерождающегосячувства коллективизмаиагонистического (состязательного)начала. Формированиеполисакак особоготипаобщины,шедшегонасменурыхлымобъединениям“героической” эпохи,вызвалокжизнииновую,полиснуюмораль – коллективистскуювсвоей основе,посколькусуществованиеиндивидавнерамокполисабылоневозможно. Выработкеэтойморалиспособствовалатакжевоеннаяорганизацияполиса.Характер политическихреформвполисахобусловилсохранениеэтойморали,посколькуне аристократия лишаласьсвоихправ, арядовоегражданствоподнималосьсточки зренияобъемаполитическихправдоуровняаристократии.Всилуэтоготрадиционнаяэтикааристократиираспространяласьисрединародныхмасс. Определеннуютрансформациюпереживалаирелигия.Формированиеединогогреческогомирапривсехлокальных
особенностяхповлеклозасобойсоздание общегодлявсехгрековпантеона.
ОбщественноеустройствоГреции – рабовладельческаядемократия,идлянеё характернотакоеявление,какнародныйсуверенитет – признаниенарода вкачестве единственногоисточникавласти.Такжесуществоваласистемавыборныхдолжностей. Прослеживаласьтенденциякнивелировке – усреднениюдоходовмеждубогатымии бедными. Демократияставилазаконвышевласти, асамизаконынесчиталисьчем-то даннымсвыше, онибылисозданынебогами, а человеком.
Религия
Космогоническиепредставления грековпринципиальнонеотличалисьот представлениймногихдругихнародов.Считалось, чтоизначальносуществовалиХаос,Земля (Гея), подземный мир (Тартар)иЭрос — жизненное начало. Геяпородила звездноенебо — Уран,которыйсталпервымвластителеммираисупругомГеи.ОтУранаиГеиродилосьвтороепоколениебогов — титаны.ТитанКронос (бог земледелия)низвергвластьУрана. ВсвоюочередьдетиКроноса — Аид,Посейдон,Зевс,Гестия,ДеметраиГера — подводительствомЗевсасверглиКроносаи захватиливластьнадВселенной.Такимобразом,олимпийскиебоги — третьепоколениебожеств.ВерховнымбожествомсталЗевс – властительнеба,громаи молнии.Посейдонсчиталсябогомвлаги,орошающейземлюиморя,Аид (Плутон) — владыкой подземногомира.СупругаЗевсаГераявляласьпокровительницейбрака,Гестия — богинейдомашнегоочага.КакпокровительницуземледелияпочиталиДеметру,дочькоторойКора,некогдапохищеннаяАидом,сталаего супругой.
Длярелигиозногогреческогосознания,особеннонаэтойстадииразвития, не характернаидеявсемогуществабожества,надмиромолимпийскихбоговцарилабезликаясила — Судьба (Ананка).Из-заполитическойраздробленностииотсутствия жреческогосословияугрековнесложиласьединаярелигия.Возниклобольшое количествооченьблизких,нонеидентичныхрелигиозныхсистем.Помереразвития полисногомировоззренияоформлялисьпредставленияобособойсвязиотдельных божествстемилиинымполисом,покровителямикоторогоонивыступали.
Длягреческогомировоззренияхарактереннетолькополитеизм,нои представлениеовсеобщейодушевленностиприроды.Каждоеприродноеявление, каждаярека,гора,рощаимелисвоебожество.Сточкизрениягрека,небыло непреодолимойгранимеждумиромлюдейимиромбогов,посредствующимзвеном междунимивыступалигерои.Такиегерои,какГеракл,засвоиподвигиприобщалиськмирубогов.
Литература
Вклассическуюэпохугреческаялитературапереживаетрасцвет.Последнийи самыйвыдающийсяпевецгреческойаристократииПиндарслагалторжественныеодывчестьпобедителейнавсеэллинскихспортивныхсостязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах)идр.Пиндарнеописываетсамихсостязаний.Победаинтересуетегокаквозможностьдляпрославлениядоблестивлицепобедителя. Доблестьнеестьличноекачествопобедителя,онапередаетсяпонаследствувзнатныхродахвсилуихбожественногопроисхождения.
СначалаVIвекауженаблюдаетсяначалоупадкалитературы.Большое развитиевэтотпериодполучаюттелитературныежанры,которыенепосредственно отвечалинавопросы,выдвигаемыечастнымиобщественнымбытом:продолжает развиватьсякрасноречиеисоздаетсяфилософскийдиалог.
V векдон. э. — времярасцветадраматическогоискусства.Важнейшими драматическимижанрамибылитрагедия,сюжетамикоторойслужилимифыобогахигероях,и комедия,чащевсегополитическая.Наиболееострымвполитическом отношениижанромявляласьаттическаякомедия,котораяпопроисхождениюипо социальнымсимпатиямбыланаиболееблизкакрестьянству.Крупнейший представительэтойкомедии — Аристофан,расцветтворчествакоторогопадаетнагодыПелопоннесскойвойны.Особенностьювсехдревнихдрамбылхор,который пениемитанцамисопровождалвседействие.Эсхилввелдвухактероввместоодного,уменьшивпартиихораи,сосредоточивосновное вниманиенадиалоге, сделалрешительныйшагдляпревращениятрагедииизмимическойхоровойлирикивподлиннуюдраму.Женскиеролиисполнялисьмужчинами.
Древнегреческийтеатр,особенноафинский,былтесносвязансжизнью полиса,будучи посуществувторымнароднымсобранием,гдеобсуждалисьсамые животрепещущиевопросы.Сходствоснароднымсобраниемусиливалосьблагодаря тому,чтотеатральныепредставлениядавалисьпопраздникам.
Архитектура
Архаическаяэпоха — времястановлениягреческойархитектуры. Жилищатого временипростыипримитивны,всесилыобществаобращенынамонументальные сооружения,преждевсегохрамы.Срединихпервенствовалихрамыбогов — покровителейобщины.Характернаяособенностьгреческойархитектуры — применениеордеров,т.е.особойсистемыпостроения,котораяподчеркивает архитектоникуздания,придаетвыразительностьнесущиминесомымэлементам конструкции,выявляяихфункцию.Ордерноезданиеобычноимеетступенчатое основание,нанегоставилсяряднесущихвертикальныхопор — колонн, поддерживавшихнесомыечасти — антаблемент,которыйотражалконструкцию балочногоперекрытияикрыши.Храмкакинститутспособствовалразвитию различных видов искусства. Рано установился обычай приношения даров в храм,ему жертвоваличастьдобычи,захваченнойуврагов,оружие,подношенияпослучаю избавленияотопасностиит.д.Значительнуючастьтакихдаровсоставляли произведенияискусства.
Вклассическуюэпохувгреческомградостроительствехорошо прослеживаютсяновыетенденции.Большинствогреческихгородовсохраняло традиционнуюхаотическуюсистемузастройкисузкимикривымиулицами, отсутствиемудобств.Однакородившаясявэпохугреческойколонизациирегулярная системапланировкиначинаетоказыватьвлияниенаградостроительнуютеориюи практику.Основнымтипомобщественногозданияпо-прежнемуоставалсяхрам.ВпервойполовинеVв.дон.э.былисозданынаиболеезначительныепроизведения дорийскогозодчества:величественныехрамывг. ПосейдониивЮжнойИталииихрамЗевсавОлимпии.Последнийсчиталсясамымзамечательнымсредивсех эллинскихсвятилищ.Особоеместовисториидревнегреческогозодчествазанимает комплекссооруженийнаафинскомакрополе.Разрушенныйперсамив480 г.до н.э., онзановоотстраивалсявтечениевсегоVв.до н.э.АнсамбльАкрополясчитается вершиной древнегреческойархитектуры.
Скульптура
СкульптураиживописьГрециивVв.до н.э.развивалитрадиции предшествующеговремени.Основнымиоставалисьизображениябоговигероев — покровителейполисаи“идеальных”граждан.Вархаическуюэпохувозникает монументальнаяскульптура — видискусства,ранеенеизвестныйГреции.Древнейшие скульптурыпредставлялисобойизображения, грубовырезанныеиздерева,часто инкрустированныеслоновойкостьюипокрытыелистамибронзы.Монументальная греческаяживописьизвестнанамногохуже, чемвазопись.Вгреческойвазописи V в.дон.э.преобладаеткраснофигурныйстиль.Очертания фигуробводилисьчернымлаком,послечеголаком закрашиваливесьфон,афигурысохраняли естественныйцветглины.
Псьменность и язык
Величайшимдостижениемгреческойкультурыархаическойэпохистало созданиеалфавитногописьма.Преобразовавфиникийскуюслоговуюсистему,греки создалипростойспособфиксацииинформации.Длятогочтобынаучитьсяписатьи считать,теперьненужныбылигодыупорноготруда,произошла“демократизация” системыобучения,позволившая постепенносделатьпрактическивсехсвободных жителейГрецииграмотными.
Древнеримская цивилизация
По вопросу о месте возникновения Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.
Определим хронологические рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:
* царский 8-6 вв. до н.э.,
* период римской республики 4-1 вв. до н.э.,
* период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.
Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.
Истоки Римской цивилизации.
Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.
Религия
В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.
В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.
Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.
Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной.
Искусство
Икусство древнего Рима развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об “античном искусстве”. Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.
Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе.
Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.
Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская эпохи V в.  до н.э. - I в.  до н.э. — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно формировались принципыримского творчества. Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.
Литература, поэзия и театр
У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.
Однако и те отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме.
Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов.
Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке
На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке.
Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента. Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Как литературный жанр, сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия.
Архитектура
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.
Римская архитектура в период IV—I вв. до н.э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Письменность и язык
Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.
По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.
Заимствованный алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском.
Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.
Наука
Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н.э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.
Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся также значительные успехи в астрономии.
Большое развитие получила наука о праве, правоведение, или юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.
Список использованной литературы:
1. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону, "Феникс", 1994.
2. История древнего Рима / Под ред. Бокщанина А. Г. — М., Высшая школа, 1971.
3. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М., Мысль, 1989.
4. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., "Высшая школа", 1990.
5. Лев ЛюбимовИскусство Древнего Мира М., "Просвещение", 1971.





11




©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru