1. • Художественная культура стран западной Европы времен ...
  2. • Философско-эстетические следствия научной революции и ...
  3. • Средневековая культура Западной Европы
  4. • Русская архитектура XVII века
  5. • Русская средневековая эстетика
  6. • XVII век как альфа и омега истории западноевропейской ...
  7. • Экономика Западной Европы
  8. • XVII век в его отношении к прошлому и будущему ...
  9. • Древнерусский костюм до XVII века
  10. • Русская культура 17 века
  11. • Культура средневековой Европы, культура Возрождения ...
  12. • Социально-экономическое развитие России во II половине XVII ...
  13. • Искусство Москвы 17 века
  14. •  ... формы поведения средневекового общества Западной Европы X-XII ...
  15. • Русская музыкальная культура XVII века
  16. • Культура Средневековья
  17. • Барокко
  18. • Название денежных единиц в древнерусском и русском языках XI ...
  19. • Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля

Реферат: Проблема личности в художественной культуре Западной Европы и русского средневековья XVII века

Проблема личности в художественной культуре Западной Европы и русского средневековья XVII века

Ю.П. Кондратьев, С.-Петербург

В понятие «художественная культура», как правило, включают многообразные группы процессов и явлений. В данной статье рассматривается аспект развития социального субъекта-личности в мироощущении западноевропейской интеллигенции XVII столетия и русского средневекового сознания.

Антитезой гармоничности Возрождения в понимании идеала нормативности Человека явился обнаруженный философией Нового времени драматизм существования личности в зыбком, меняющемся мире. Психологическое знание мыслителей-естествоиспытателей, раскрывающее природу психического, касалось учений о живом человеке как механической системе (Декарт), о его чувствах и аффективных переживаниях в процессе интроспективного потока сознания. Так, Лейбниц вплотную подходит к раскрытию бессознательных психических актов, рефлекторной природы активности нервной системы. Складываются своеобразные взгляды на сенсорно-ассоциативные процессы (Гоббс, Локк). Методологическая работа, проделанная западноевропейскими мыслителями XYII века, явилась естественнонаучной основой понимания и отражения нормативности личности в художественной культуре того времени.

Ряд исследователей (Б.Р. Виппер, Г.Н. Бояджиев, М.С. Каган и др.) отмечает, что в XVII веке образ человека, его место в мире не столь самоуспешно, как в эпоху Возрождения. Человек в значительной мере зависит от обстоятельств, глубоко чувственен. Его мироотражение порой иррационально, иллюзорно (Рембрандт, Веласкес, Шекспир).

Своеобразие светскости процесса художественного творчества и понимания психического мира личности в Западной Европе XVII века достаточно ярко обнаруживается при сопоставительном рассмотрении этого хронологического ряда в позднем русском средневековье (см.: Кондратьев Ю.П. Проблема художественного образа в эстетико-педагогических воззрениях русского средневековья (XVII в.). СПб., 1992. Рук. деп. в ИНИОН РАН № 47237 от 03.11.1992). Художественное мышление развивалось на Руси в эпоху средневековья в рамках строгой, канонической теории образа, разработанной византийской теологической гносеологией. В процессе творческого созидания русское средневековое художественное мышление отличается стремлением к самобытности, поскольку религиозный канон содержал лишь «отворческие» требования к пониманию личности - тройственность в отражении «по образу, подобию и по существу» (М.В. Бражников, В.В. Бычков, А.П. Валицкая и др.).

Таким образом, диалог психологизма личности в художественных культурах Западной Европы и русском средневековье XVII века был значительно затруднен - в силу разной направленности в отражении основных представлений о природе психического в Бытии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru