| |||
Реферат: Как сделать свою речь убедительной: советы российских и зарубежных специалистовПЛАН: Введение. 3. 1. Корректныеметодыилояльныеуловкидляубеждения партнёра. 4. а) Прямоеубеждение. 4. б) Интенция(нацеленность ).8. в) Компромисс.9. г) Ссылканаудачныедоводыпартнёров – предоставление иминициативы. 10. д) Упреждающаяаргументация – перехватинициативы. 10. 2. «Безмолвныймыслизнак »,илиневербальныеприёмы иуловкиубежденияпартнёра. 11. Заключение. 13. Литература.14. ВВЕДЕНИЕ. Нашажизньпронизанастолкновениямипотребностейиинтересоввступающихвконтактыличностей. Вовремяделовыхпереговоров,беседсофициальнымилицами ,диалоговвсистемах«учитель- обучаемый » ,«продавец- клиент »,«родители- дети», «врач- пациент » и т.п.людямприходится отстаиватьсобственныеинтересы( жизненноважные, принципиальные илискореепохожиенаприхоти ,чемнапотребности,окоторыхстоитспорить ),соизмерятьихсчужими ,подчинятьилиподчиняться ,поступатьсячем-толибонаноситьущербпартнёру. Сделатьсвоюречьубедительнойоченьпросто,необходимолишьнебольшоеусилиесвашейстороны,желание; внашевремя , убеждение – этонеобходимость. Еслиувасестьамбиции,есливыхотитедостичьбольшего(карьерныйрост… )надоумелопользоватьсякоммуникативно-дипломатическимиприёмами,уловками. Некоторыеизних ,самыеосновные,япредставилавэтойработе.Здесьрассматриваютсякаккорректныеметодыиуловки,такиневербальные…Увасестьвозможностьнетолькоознакомитьсясними,ноииспользоватьихвповседневнойжизни(приустройственаработу,приразговоресначальством,вличнойжизни… ). Предоставленнооченьмногопримеров,которыепризваныпомочьусвоитьданныйматериал.Этомизернаячастьтого,чтоможноиспользовать. 1. Корректныеметодыилояльныеуловкидляубеждения партнёра. Забитьголвчужиеворота,стараясьне пропуститьвсвои, - вотправдажизни. Длятогочтобыдоказатьсобеседникучто-либоилипереспоритьоппонента,недостаточнооднихлишьсильныхаргументов,фактов.Какимибыубедительнымиониниказались,безтактическогообеспеченияпроцессубежденияможетбытьзатруднёнинеоправданнорастянутвовремени.Кромеобщеизвестныхтактическихметодов,ккоторымприбегаютвлюбойдискуссии,необходимозапастисьличнымарсеналомприёмов.Срединихнемаловполнекорректных,ещёбольше -стоящихнаграницеразрешённыхивеликоемножествоспекулятивных.Деловымлюдям,атакжевсемсчитающимсебявоспитанными,современными( вхорошемсмыслеслова )полезноначатьознакомлениесприёмамиубежденияпартнёраспервойкатегории. Однаизсильнейшихуловоквспоре – этовнушение. Особенновеликаегорольвустномспоре.Есличеловекобладаетгромким,внушительнымголосом,говоритспокойно,отчётливо,уверенно,авторитетно,имеетпредставительнуювнешностьиманеры,онобладаетприпрочихравныхусловияхогромнымпреимуществомвспоре.Есличеловекглубокоубеждёнвтом,очёмспорит,иумеетвыразитьэтунепоколебимуютвёрдостьубеждённымтоном,манеройговоритьивыражениемлица,онобладаетбольшейвнушающейсилойитоже«действует »напротивника,особеннотакого,укоторогоэтойубеждённостинет.Убедительныйтониманерачастоубедительнеесамогоосновательногодовода. а)ПРЯМОЕУБЕЖДЕНИЕ. Впсихологиикоммуникацииубеждениемназываетсяметодвоздействиянасознаниеличностичерезеёсобственноемышление.Тоестьчеловеку,докоторогодоведенанекаяинформация,прямоиликосвеннопредлагается: - осмыслитьеё; - критичноподойдякней,отобратьсущественное,истинное,отброситьложное; - определённымобразомсистематизироватьвоспринятое; - выработатьсуждение, высказатьлибооставитьприсебеоценку; - взависимостиотрезультатовпрохожденияперечисленныхэтаповпринятьрешениеит.п. Убеждениесоставляетоснову переговорногопроцесса,дискуссии,полемики,споралюбогоуровнясложностиинапряжённости.Мыобратимособоевниманиенаметоды ,обеспечивающиепозитивныйподходкпартнёру.Поставивпередсобойцельубедитьсобеседника,что-либоемудоказать,мычащевсегосознательноилиинтуитивнонацеливаемсянапсихологическуюустановку. Установкойможноинужноуправлять,еслистоитзадачакорректнымиметодамиубедитьсобеседникавчём-либо.Дляэтогосуществуетнемалоприёмов.Кроме тогоприходитсяучитыватьрольобьективныхфакторов,ведьодниспособствуютуспеху,другиеведуткнеудаче. Извлекатьпользуизисторииифактовбиографииизвестныхлюдейвсегданелишне. Внашейстранедеятелиискусстввсегдазанималиособоеместо.Онинаходилисьподпристальнымвниманиемивластей придержащих,инарода.Посмотрим,какпользовалисьвоздействием факторапрестижностинаустановку ( вданномслучае – идеологическую ) известныетеатральныедеятели. ПримеротноситсякэпохепостроениясоциализмавСССР.В60-егодытеатр«Современник »оказалсяпереднеобходимостьюпредставитьнасудцензоровизМинистерствакультурысвойновыйспектакль« Голыйкороль».Заметим,этобылазатеянагранидопустимого, таккаквпьесепросматривалисьнелицеприятныеполитическиепараллели.Упостановщиковоставалсяпоследнийшансирасчётнахитрость:какможнодольшеотсрочитьпредставление,запланировавегопередсамымотьездомнагастроливЛенинград.Сославшисьна«чемоданную»атмосферуинеразберихувтеатре,создателиспектакляуверилицензоров, чтосоздаливсеголишьпереложение,римейкклассическойсказки ипоэтойпричинепредварительныйпросмотрнестоитихвнимания.Проверяющийкакнистранно,поддалсянауловку. СпектакльбылзаявленвгастрольнойпрограммевЛенинграде – городе,гдецензуразверствоваласподачипервогосекрктарягоркоматов.Толстикова.Однакоитутнедоглядели,испектакльпрошёлмимоначальства,итеатрувёзсгастролейпачкупозитивныхотзывовленинградскихкритиков.ВМосквеуженачалосьвоздействиеустановкинаследующемвитке:разужвПитере ,сегострогостями,горячоиединодушноодобрилиспектакль,вродныхстенах -самбог велел .Так,благодаряумелопостроеннымтактическимуловкам,врепертуар«Современника »прочновошёлвесьмазлободневныйспектакль. Болеетого – партийноеруководствогороданаНеверазрешиломестнымжурналистамитеатральнымкритикампубликоватьрецензии.Невероятно,нофакт :руководителитеатра,слегкапокрививдушой,убедилиместныевласти,будтовстолицекспектаклюотнеслисьлояльноиразрешилипостановку.Сработалапсихологическаяустановканаавторитетностьмосковскогоначальства,итеатрувёзсгастролейпачкупозитивныхотзывовленинградскихкритиков. ВМосквеуженачалосьвоздействиеустановкинаследующемвитке:разужвПитере,сегострогостями,горячоиединодушноодобрилиспектакль,вродныхстенах -самбогвелел. Так,благодаряумелопостроеннымтактическимуловкам,врепертуар« Современника »прочновошёлвесьмазлободневный спектакль. Однаковернёмсякрассмотрениюнекоторыхтеоретическихпозиций,касающихсяэффективностиубеждающеговоздействия. Прямоеубеждение,помнениюпсихологаВ. Шрамма,окажетсядейственным,если: - предлагаемаяинформациябудетсоответствоватьпотребностямличности,мотивам,нормамгрупповогоповедения,законамсоциума; - передаваемаяинформациябудетсоответствовать требованиям,предьявляемымкструктуреиспособуаргументации; - человекубудетпоказанонаправлениедвижениякцелиионнайдётподтверждениеправильностиинформациивсамойжизни; - прямаяаргументациябудетумелосочетатьсясдругимитипамивоздействия ( втомчислесэлементамивнушения,уловкамиит.п. ); - и,наконец,еслиинформациябудетпредставленавдоступнойсобеседникуформе,понятойиприемлимойкакпосодержанию,такипостилюизложения. «Ясновапочувствовалсебякакпятиклассник ,забывшийслованациональногогимна…» КвинЭ. Неправдали,какимпростыммоглобыбытьобщениевцеломилиубеждениесобеседникавчастности,еслибыихучастникиумелираскладыватьвсёпополочкам,вскрыватьдоказательстваслойзаслоем ?Невсякомуэтодано,ноеслитакаявозможностьесть,целесообразноразговариватьиссоюзником,исоппонентомвподобномстиле,вместеснимиучитьсяизвлекатьвыводы,пробовать,совершенствуямастерствокоммуникатора. Метод«извлечениявыводов » -характернаясоставляющаяфундаментальногоубеждения. Позитивныйубеждающийподходможетбытьобеспеченнетольковтомслучае,когдамыободряем,хвалимсобеседника,ноикогдамыегокритикуем, обвиняемвпроступках,недоработках,проявленияхнегативныхчертхарактера( лени,расхлябанности,безответственности ).Инымисловами , онможетбытьнаправленкакнаположительные,таки наотрицательные моментывличностиидеятельностисубьекта.Неоткладывая,покажемобразцыключевыхфразпрямойаргументации,используемыхприпозитивномподходе. 1. Схемапостроенияфраздляприданияуверенностипартнёру. -Тысможешьэтосделать,потомучто,во-первых,тыобладаешь…во-вторых,оттебязависиточеньмногое,вчастности… втретьих,тыменяникогданеподводилинакогожемненадеяться,какненатебя ! - Яуверен(несомневаюсь )вуспехе.Сампосуди – втвоюпользуговоритследующее :факты… мнения… позитивныепрогнозы…твоиделовые,личныекачества( достоинства ) идаженекоторыенедостатки(вотименноинедостаткитоже: упрямство,честолюбие,граничащеестщеславием,высокиеамбиции,щепетильность,« трудоголизм »,стремлениевсёвзвалитьнасебяивезтиэтотвоз,неуёмныйхарактеринеумениеотдыхатьимногоедругое – тебелучшезнать )… 2. Схемапостроенияфраз,нацеленныхнакритику. - Янавасрасчитывалвплане… и… Новашаошибка( бездействие,недоработкаит. п. )повлеклизасобойпервое… второе… третье… Высамисможетееёисправитьилипримитепомощьвлице…попунктам ?.. - Яобиженнавас!Да,выне ослышались -именнообижен !Васобгоняютвтворческомросте,превосходятвдостиженияхтакиесереднячки,как…Высамизнаете,насколькоспособнееих( вашивозможности,потенциал – напорядоквыше ),такзачемжеуступатьпервенство ?!Надеюсь,вследующийразмненепридётсяпереживатьиз-завас.Обьясните,чтонаэтотразпомешаловам ?.. Ичтовампотребуетсядля ..? - Похоже,высаминезнаетесебецены.Выспособнысделатьбольше,чемподозреваете.Я,сосвоейстороны,заверяю,чтотольковаммогудоверитьтакиеответственныесферыдеятельности,как… Общаясхемавыраженияпозитивныхнамеренийможетвыглядетьтак. Входнойпиетет +комплимент,реверансвсторонузначимостичеловека,его достоинств = заявканасобственныеблагиенамерения( « Хочуулучшить,модернизировать,приобщить,продвинутьит. п.») = предлагаемыйподход = конкретизациясил,средств,возможностейдлядостиженияэтого( чтодляэтогопотребуетсяотсобеседникаикаковбудетвкладостальных ). Схемаможетбытьиспользованаиприподготовкексобеседованиюприустройственаработу.Обязательнойявляетсяперваясоставляющая – входнойпиетет.Второмублокунеобходимопридатьболееофициальнуютональность,новыдать комплиментпрестижуфирмы,вкоторойвы хотелибыработать,нелишне.Заявканасвоипозитивныенамерениядолжнавключатьикраткоепредставлениеличныхиделовыхкачеств,которыевымоглибыпривнестивпрофессию.Этотпунктможетвыглядетькакэкспромт,однаконеобходимаегосерьёзнаяпредварительнаяподготовка.Можнонабросатьтезисыпоследующейсхеме. « Яработал… (там-тоитем-то ),приэтомвыполнялследующие функцииинёсответственностьза… Этодаётмнеправо(основания)заявлять,чтоямогу: - приниматьрешенияуровня… втомчисле – компромиссные; - проявитьсамообладаниеиоставатьсякорректнымвкритическихситуацияхиразрешатьмежличностныеииныеконфликты;успешно работатьвнапряжённомрежимеистрессовомсостоянии; - проявлятьактивность,инициативу,нестиответственностьзасебяисотрудников, находящихсявмоёмподчинении (работающихсовместно…); - бытьсамокритичным,гибким,дипломатичным,толерантным,спониманиемотноситьсякпозициям,отличающимсяотмоих,чтонемешаетмневслучаенеобходимостипроявлятьтвёрдость,принципиальность; - работатьвкоманде( сравнительнолегкоадаптируясьприизмененияхвколлективе,безложнойскромностимогузаявитьоналичииорганизаторскихспособностей ); - ит. п. Моимиотличительнымичертамиявляютсясамостоятельность,склонностькпорядку,скрупулёзностьвыполнениязаданий,оптимизм, способностьккомпромиссамиотзывчивость.Большевсегояценювлюдяхчестностьинадёжность». Воттакможетвыглядетьпереченьделовыхиличныхкачеств,которыевы,согласнозаявке,способныпривнестивпрофессию,должность,накоторуюпретендуете.Егонеобходимознатьназубок,чтобы оказатьсяпо- настоящемуубедительнымвпопыткеубедитьработодателяотдатьпредпочтениевашейкандидатуре. Всовременныекадровыебеседырекомендуетсявключатьвопросы,прямоиликосвенно относящиесякнегативнымсвойствамличности.Еслиоб этомспросятнапрямую,подготовленномучеловекулегчесхитрить,перечисливлибосамыенезначительныеслабости,либонеимеющиеотношениякбудущейработе,сделавприэтомвиноватыйвидилипридавлицуотчаянночестноевыражение «Самые хитроумныедоводы – волятого,ктосильнее». Л. Вовенарг. Теперьонадстройке -тактическихиметодическихприёмах,методах,допустимыхуловках. Уловкойназываютвсякийприём,спомощьюкоторогоможнооблегчитьсобственнуюпозицию,ускоритьдостижениенамеченного,слегка,впределахдопустимого,заблокировавпартнёра.Книмотносятсятактические приёмыаргументации,снабжённыеизвестнойдолейхитрости.Прибегающиекним ненарушаютнизаконов,нилогическихиэтическихправилведениядискуссии,непосягаютнамировоззрение партнёраиеголичностныеособенности.И,какможноубедитьсяизпримеров,чрезвычайноразнообразят,украшаютделовоеобщение. б)Интенция(нацеленность) Согласнопсихологическомусловарю,данноесловообозначаетнаправленностьсознания,мышления,воображениянакакой- либообьект.Авкачествевполнекорректногоприёмаубеждениявыступает,во- первых,сампроцесснацеливания собеседниканаконкретныймоментобсуждаемойпроблемы;во-вторых,ссылкинанеё,перевешивающиепоройдругиевескиеаргументы.Сложное(напервыйвзгляд)понятиетребуетпростогоподкрепления. Уводителявовремяпоездкизаглохмотор.Самоннесмогопределитьпричинунеисправности,машинукое- какдотащилидоремонтноймастерской.Подошёлмужичок,открылкапот,подумал,ударилмолоточком-машинаожила. - Сколькосменя ? -спросилвладелец. - Сторублей. - Почемутакдорого ?Заодинудармолоткомсторублей ?Какяотчитаюсьпередбухгалтером ? Мастердосталлистбумагиинаписал :«Ударилмолотком – 10 рублей.Зналкуда – 90 рублей.Итого :100 рублей ». ПосвидетельствуКлодаШеннона – одногоизсоздателейматематическойтеорииинформации, « АльбертЭйнштейноднаждысказал,чтоправильнаяпостановказадачиважнеедаже,чемеёрешение. Длянахождения приемлемогоилиоптимальногорешениязадачинужнознать,вчёмонасостоит.Какнипростоипрозрачноданноеутверждение,чересчурмногиеспециалистывнаукеуправленияигнорируюточевидное.Миллионыдоллароврасходуютсяежегоднонапоискэлегантныхиглубокомысленныхответовнаневернопоставленныевопросы ». Атеперь -близкийипонятныйнампримерчёткойпостановкизадачи(проявлениеинтенции ),выполняющейрольубеждения. ВоспоминанияизвестнойактрисыЕленыЮнгер,относящиесякпериодуработыподруководствомрежиссёраНиколаяАкимова. Актрисепоручилисыгратьрольстаройженщины – героинипьессы«Деревьяумираютстоя ».Работапродвигаласьсбольшимитрудностямииз-завозрастныхразличийперсонажаиисполнительницы.Невербальныйрисунокроли(походкасопоройнапалку,грим )былиосвоены, ноэмоциональнаяокраскаактрисенедавалась,особенновходерепетициисценыволнующейвстречисвнуком.УбедившисьвтщетностиусилийЮнгер,режиссёрбросилвсегооднуреплику : - Апопробуйпредставить,чтоты – ИванГрозный. Этогобылодостаточно,чтобыисполнительницанашлаопору,балансдобротыисилы,присущийстаройженщине. « Япопробовала – ивсёуменяпошло, - вспоминаетактриса. -ВотвчёмбылпоразительныйдарАкимова – крошечнойрепликойнастраиватьактёра,избегаядлинныхрассужденийороли.Былилюди,которыенеленилисьзаписыватьзаНиколаемПавловичемкаждоеслово». Деловыелюдиделаютставкунаинтенцию,соблюдаяпринципАДРЕСНОСТИСООБЩЕНИЯ,тоестьстараютсясделатьегоинтересным,понятным,ориентированнымнатого,комупредназначенаинформация.Послание«бьётвцель »,есливнёмучитываютсяэкономические,геополитические,национальные,поло – возрастныеидажесезонныефакторы.Поэтомувиртуозыобщенияипростоумныеинаблюдательныелюдиизначальноищутиндивидуальныйподходкадресатупередаваемой информации.Шеф – поварИльяЛазерсон(радио- рубрика« Скораякулинарнаяпомощь »)дифференцируетсвоирекомендациименееопытнымкулинарам.Ондваждыобьяснялспособыприготовлениякляра,нодляженскогопониманиясравнивалегоконсистенциюсрыночнойсметаной,адлямужчин – сгустотёртоймаслянойкраской. в) КОМПРОМИСС. Кодацелиопределены,логичновключатьвубеждениепартнёрауловки,отвечающиеполитикекомпромисса.Здесьмыпредставимсамыеважные,эффективноработающиенапроцессубежденияпартнёра. Поискобщейзонырешенияосуществляютвформесвободныхвысказываний.Каждыйимеетправопредложитьсвоюидею,план.Обозначивинформационноеполе,приступаюткпоискуобщихмоментов,позиций,сближающихинтересы. Вконфликтныхситуацияхпоройтребуетсяталантдипломата,чтобыпривестиоппонентовкэтойобщейзонерешения.ИменновмешательствоавстрийскогодипломатафонРингаспаслокогда-топремьеруоперыРихардаВагнера«Валькирия ».Стресс- фактором,спровоцировавшим инцидент,выступилсамавтор. РихардВагнернизачтонесоглашалсясзамысломпостановщика – появлениемнасценеживыхконейсероймасти(иххотеливхятьизпридворныхконюшен,гдеживотныепроходиликурсыдрессировкиибылипослушными ).Вагнержекатегорическинастаивалналошадяхвороноймасти. - Выхотитеопозорить меня ! – топалонногаминадиректоратеатра. – Янедопушютакогоиздевательства,пустьужлучшемояопераникогданебудетпоставленнавВене,чемеёбудутигратьссерымиконями ! - Новедьоперуподготовили,затратилисредства… - пыталсяурезонитьавторадиректор. - Меняэтонекасается ! – упорствовалВагнер. ИтутвмешалсядипломатфонРинг.Онотвёлразбушевавшегосякомпозиторавсторонуипредложилиспользовать серыхконей,выкрашенныхвчёрныйцвет. Вагнерсвосторгомсхватилегоруку,прижалксердцусвозгласом : - Выспаслимнежизнь ! Конейудалосьвыкрасить.Премьерасостоялась. Последовательнаяполитикавзаимныхдоговорённостей – сближениепозиций – следующийшаг,если,напервыйвзгляд,явнойобщностинеобнаружено.Классическийпример :«вначаледеньги – потомстулья ». Приём«равноценнойзамены »,включённыйв косвенноевнушение,оттакогосимбиозалишьвыигрывает :информациявоспринимаетсясобеседникомблагосклонно,хорошозапоминается.«Есливысчитаете, чторемнибезопасностинеудобны,попробуйтерастяжкудляберцевойкости », - такненавязчивоиостроумноможносформулироватьнаказавтомобилисту. Неплохоработаетдлядостижениякомпромиссаприём«боковойтактики».Бывает,чтооппонентыивыдвигаемыеимиаргументынаступаютединымфронтом.Тогда целесообразновыделитьчастьпроблем,согласоватьмненияпоним, затемпостепеннопереходитькследующиммоментам. Рассказывают ,будтовсамомначалеперестройкиприснилсяМихаилуСергеевичуГорбачёвувождьвсехвремёнинародовтоварищИ.В. Сталинипредложилсвойпланинтенсификацииполитическойиэкономическойжизнистраны : - Первое :расстрелятьвсехпротивниковперестройкикаквраговнарода.Второе :расстрелятьделегатовПервогосьезданародныхдепутатов.Третье :выкраситьКремльвзелёныйцвет. - Почемувзелёный ? – удивилсяГорбачёв. - Какяпонимаю,унасвозниклиразногласиятолькопотретьемупунктупрограммы… Приём«боковойтактики »удачносочетаетсясуловкой«заронитьидею »ииспользуетсяпривыраженномнеравенствепартнёров( например,одинизнихпрофессиональносильнеелибопребываетвубеждении,чтояйцакурицунеучат ).Тогдаединственнымспособомдонестиидеюдопартнёраявляетсяневиннаяхитростьпреподнесенияинформации,своеобразнаяникчемунеобязывающаяболтовня,анасамомделе – сообщениесподтекстом. Когдаситуацияскладывается,мягковыражаясь,неввашупользу,анужныйсильныйаргумент,какназло,неотыскать,прибегаютктакойуловке,какоттягиваниевозраженияидругойреакции.Отсрочитьответ,которыйтребуетпартнёр,можно: - ставядополнительныеуточняющиевопросыякобыдляуяснениячастныхпозиций,пополненияинформации; - начавсвоёсообщение«издалека »,счего-то,имеющееотдалённоеотношениекобсуждаемомувопросу ; - спомощьюсозданияискусственнойпаузы. Виртуозыпереговоровтемиотличаютсяот остальных,чтовнапряжённойобстановкеспособнывоимязаполненияпаузыпроизноситьблестящие,гладкоотшлифованныеречи…ниочём. Куловкеоттягиваниявозраженияприбегаютнеуверенныевсвоейправоте, теряющиесявприсутствиивысокогоначальстваиватмосфересерьёзныхпереговоровлюди.Приём такжедаётвременнуюпередышкуутомившимся,растерявшимсяиз-запсихическойнапряжённостиделовойбеседы,сомневающимсяневыдатьсвоегоотчаянногосостоянияневербальнымисигналами :несуетиться,нежестикулироватьсверхмеры,неускорятьречь,неизменятьтональностьвысказыванияит. п. Вернёмсякрассмотрениюкорректныхприёмовубежденияпартнёра.Еслипутёмдостижениякомпромиссадоговоритьсянеудаётся,можнообратитьсякдругимприёмамиуловкам. г)Ссылканаудачныедоводыпартнёров – предоставлениеиминициативы. Приёмвписываетсявизвестныетактическиерекомендации«недоказывайлишнего »,«переложинадругогобремядокозательств ».Вполнелояльныйприём,еслиучесть,какмалосрединасжелающихпринятьответственноерешение,особенновкритическойситуации. Вменеемасштабныхмежличностныхстолкновениямприменениеприёмавыглядитпримернотак : - Подсудимый,почемувыотказываетесьотпоследнегослова ? - Думаю,этолишнее,господинсудья.Всё,чтонужнобылосказать,изложилмойадвокат,авсё,чегоговоритьнестоило,сказалпрокурор. д)Упреждающаяаргументация – перехватинициативы. Вданномслучаеречьидётнеосамостоятельномтактическомприёме,аолояльнойуловке.Аргументзаменяетсянеким«вопросомназасыпку »,отвечаянакоторыйоппонентсопозданиемобнаруживаетнесостоятельностьсвоихконтрдоводов(ещёдотого,какнамереваетсяпуститьихвход ). ПришёлкФёдоруегоприятель,онже – давнийдолжник.Помялсянапорогеиначал : - Старик,яктебеспросьбой… Фёдор,небудьдураком,сообразил,чтозасимпоследуетпросьбадатьещёденег,ипустилсянахитрость : - Вася,уменяктебетакоепредложение :чтобытынипросил,явсёисполню,ноуменявстречнаяпросьба – сперватыисполнимою,апотомятвою.Идёт ? - Дадругсердечный.Радитебяянавсёготов, -опрометчивосогласилсяВасилий. - Тогдаслушай.Ятебяумоляю :непросибольшеуменявдолг… 2. «БЕЗМОЛВНЫЙМЫСЛИЗНАК »,ИЛИНЕВЕРБАЛЬНЫЕПРИЁМЫИУЛОВКИУБЕЖДЕНИЯПАРТНЁРА. Лучшеесредствоотоблысения :возьмите килограмммазутаивтирайтевголову каждого,ктоскажет,чтовылысый. Существуетязыкжестов,взглядов,голосовыхинтонаций,благодарякоторомуоколо55%информацииможетбытьвоспринято,верноинтерпретированоибезслов.Длясравнения :самасодержательнаячастьречиявляетсяносителемлишь7 %.Инаобеседниканеменьшеевоздействиеможетоказатьобстановка,вкоторойпроходитвстреча,стильоформленияофиса,одеждаприсутствующих,прочиеэлементы. Методыиприёмыневербального убеждениямногообразны.Обьединяетихлишьодно – обращениекжестам,мимикеиокружающимпредметам,замещениеимисловлибобессловесноеподкрепление – дляприданияречиещёбольшейубедительности. Такужустроенчеловек,чтооннеповеритнаслово,поканеподкрепитабстрактнуюинформациючувственнымиобразами.КаксказалфранцузскийписательАнтуанРивароль :« Те,которыедаютсоветы,несопровождаяихпримерами,похожинадорожныестолбы,которыедорогууказывают,носамипонейнеходят ».ВыкладываллилегендарныйЧапаевэкспозициювойсккартофелинами,неизвестно,ноуверяют,будтовеликийполководец НаполеонБонапартделалтожесамоеспомощьюмакаронин(какистинныйкорсиканец ! ) Вот современный образецобращениякневербальномуаргументучерезнагляднуюдемонстрацию. В передаче«Театр + ТВ »актрисаМаринаНееловарассказывала,какиеразнообразныеприёмыиспользовалеёколлегаАлександрАбдуловвкачествеоправданийсобственныхопозданий.ОднаждыонвозбуждённорассказывалрежиссёруК. Гинкасупримерноследующее : - Яспешил,мчался, стремился,попалвпробку,аужеподъезжаяктеатру,обнаружил,чтозабылсчёты, которыенужныдлямизансцены.Имнепришлосьвернутьсязаними…Вот – счёты ! Здесь,сочетаниечисториторическогоприёмаснагляднойдемонстрацией : какмногоглаголовуместилводномпредложенииактёр,ивсё- радиусилениявоздействиянасобеседника ! Напервомпредставленииоперы«Сафо »(тогдаещёмолодогоШарляГуно )присутствовалкомпозиторГекторБерлиоз.ЗакулисамиреакциипубликисволнениеможидалаиматьГуно. Кактолькоопустилсязанавес,Берлиозпоспешилзакулисы,обнялмолодогоколлегуиотдуширасплакался. - Маэстро,выплачете ?- обратилсярастроганныйГунокБерлиозу.-Пойдёмтескорее.Покажитесьсосвоей«рецензией »моейматушке. Нагляднаядемонстрация – важныйинструментличногоконтактирования.Ноглавноевобщении – егоисходныепозиции,духовныеценности,объединяющиепартнёров.Немаловажнаиманераобращениядругсдругом,дажееслиглавныйаргументпризванстатьбессловесным.Здесьнетмелочей – любаяошибка,недооценкаличностныхособенностейпартнёра,промахэтическогосвойствачреватынепредсказуемымипоследствиями. Повозможности контролируйтевходедискуссииневербальныесигналы :недопустимыоскорбительные,пренебрежительныежесты,позы,мимика. Вспомнимклассическое :« Тысердишься – значит,тынеправ »,инебудем«заводиться »,даваяповодоппонентамусомнитьсявнашейуверенности,убеждённости,владенииинформацией,компетентности. Успехкоммуникативноговзаимодействия – этовсегдаосуществлениеречевогозамыслаговорящегоиубеждениеслушателя,атакжеегонужнаяэмоциональнаяреакция. Вкачествеязыковыхсредствубеждениявыступаютязыковыеединицывсехуровней,например,особовыделенные конструкции :Всемселомстарались,чтобдетипошлиучитьсяпервогосентября.ВНОВУЮ ШКОЛУ. Аргументативнуюприродуимеютвсесложноподчинённые предложения,выражающиепричинно-следственныеотношения. Однакоформапредложенияможет«эксплуатироваться »втенденциозныхпо содержаниювысказываниях,например :Ябудупродолжатьставитьмашинуподокна,потомучтоятакпривык. Синтаксическийтиппредложениязатушёвываетотсутствиеаргументауглавнойчастипредложения. Приубеждениикорректнымсчитаетсявведениетезисасиспользованиемтакназываемыхглаголовмнения.Пропускилисознательноенеиспользованиеэтихглаголовделаетпредложение,истинностькоторогонуждаетсявдокозательстве,бесспорными,следовательно,соответствующимистине,посколькуфактумолчаниявоспринимаетсякакотсутствиесомнений;например :Ясчитаю,ондолженпойтитудаиОНдолженпойтитуда.Высказываниеизутвержденияпревращаетсявкатегорическоезаявление,требование,приказ. Средствомубежденияможетбытьигралексическоймногозначностью.Так,например,прилагательноенастоящийможетбытьиспользованокак «неверифицируемыйкоммуникативныйприём » : “Этослово – настоящий – частовкоммуникациизакрепляетсязаабстрактнымиродовымипонятиямивродечеловек,мужчина,женщина,ребёнокипостепенностановится…некимсредствомсемантикиубеждения,аналогичнымуниверсальнымвысказываниям… Например (изсловарнойкартотекиЛОИЯ ) :Каквсенастоящиеучёные,онбылромантиком”. Желаяубедитьдругогочеловекавистинностикакой-либомыслиизлучшихчеловеческихпобуждений(чесныйспор )иливсилупреследованиясобственнойвыгоды(нечесныйспор ),участникспорапредпочитаетоппонентаслабеесебяивазартеубеждающей«атаки»можетпозволитьсебеприбегнутькнекоторымпреувеличениямилипреукрашениям.Аргументывыбираютсятолькотакие,которыедолжныпоказатьсяубедительнымиоппоненту.Особеннораспространеныэтиприёмы,еслиучастникспорапреследуеткорыстныецели(например,желаяпродатьсвойтовар ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мыприбегаемккорректнымметодамубеждениясобеседниковвпроцессекаждодневногообщения. Какбыниразвивалсяпроцесскоммуникации,кембынибылнашсобеседник,преждевсегоон – индивидуальностьивправетребоватьуваженияксебе. Прибегаякпроцессуубеждения,мыстойилиинойстепеньюжестокостипосягаемнапозицию,установкусобеседника.Следовательно,прямоиликосвенно,недвусмысленнолибоиносказательномывнедряемвегосознание,доносимдонегомысль : «Тынеправ », «Тынепонимаешь »,«Тызаблуждаешься »ит. п.Оттого,кактонко,вдостаточноймеределикатномыэтоделаем,зависитнетолькоуспехпереговоров,дискуссии,выяснениебытовыхотношений,ноиперспективымежличностноговзаимодействиявбудущем. Есликомпромиссневозможен – повашейвинеилииз-занеуступчивостиоппонента,иэтояснопочтиссамогоначала,опробуйтеприёмрастущихтребований,попытайтесь«раскачатьэмоции »собеседника.Отступайтеивновьатакуйте,прикинтесьслабымсоперником,отдайтенавремяинициативу,чтобызатем неожиданноиспользоватьболеетонкиеитребующиевысокогомастерствауловки.Работайтенаконтрастах,разнообразно,ведитесебянепредсказуемо,новопределённыхрамках,чтобысобеседникнезапуталсяинепотерялцель,радикоторойвсёэтозатеяно. Бытьнепредсказуемым – незначитморочитьпартнёруголову.Целидолжныбытьчёткоопределены,аэмоциональныепроявления,сопровождающиеаргументацию,понятны,недвусмысленны.Опирайтесьнадоводы,которыевыспартнёромпонимаетеодинаково. Всяческиподчёркивайтесвоёуважениеивниманиекпартнёру.Этоисключитвозможностьобвинитьвасвотсутствиипозитивногоподходаипридастпроцессуубеждениябольшуюобъективность. 1. КузинФ. А.Культураделовогообщения :Практическое пособие.- М.: Ось-89, 1997. 2. КурбатовВ.И.Стратегияделовогоуспеха.- Ростов-на-Дону :Феникс, 1995. 3. НиренбергДж.Генийпереговоров.- Минск :Попурри,1997. 4. РомановА.А.Грамматикаделовыхбесед.- Тверь,1995. 5. ТарановП.С.Приёмывлиянияналюдей.- Симферополь : Таврия,1995. 6. ТомсонП.Самоучительобщения.- СПб.:Питер, 2001. 7. ФишерР.,ЮриУ.Путьксоглашению,илиПереговорыбезпоражения.- М.: Наука,1992. 8. ГраудинаЛ.К.,ШиряевЕ.Н.КультураРусскойРечи.-М. 2002. |
|