| |||
Реферат: Решение иррациональных уравненийРеферат выполнен Верхошанской Светланой Александровной, ученицей 9”Г” класса. МОУ “Ульканская средняя общеобразовательная школа №2”. Улькан 2005 Историческая справка об иррациональных уравнениях.“Источником алгебраических иррациональностей является двузначность или многозначность задачи; ибо было бы невозможно выразить одним и тем же вычислением многие значения, удовлетворяющие одной и той же задаче, иначе, чем при помощи корней…; они же разве только в частных случаях могут быть сведены к рациональностям”. (Лейбниц Г.) Одной
из конкретных причин появления математических теорий явилось открытие
иррациональностей. Вначале это произошло в пределах геометрических изысканий в
виде установления факта несоизмеримости двух отрезков прямой. Значение этого
открытия в математике трудно переоценить. В математику, едва ли не впервые,
вошла сложная теоретическая абстракция, не имеющая аналога в донаучном
общечеловеческом опыте. Вероятно, самой первой иррациональностью, открытой
древнегреческими математиками, было число Древние
математики нашли довольно быстро логически строгое доказательство
иррациональности числа Для
исследования вновь открываемых квадратичных иррациональностей сразу же
оказалось необходимым разрабатывать теорию делимости чисел. В самом деле, пусть
Вслед
за иррациональностью числа С появлением иррациональностей в древнегреческой математике возникли серьёзные трудности как в теоретико-числовом, так и в геометрическом плане. Решение иррациональных уравнений.Уравнения,
в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
Таково, например, уравнение При
решении иррациональных уравнений полученные решения требуют проверки, потому,
например, что неверное равенство при возведении в квадрат может дать верное
равенство. В самом деле, неверное равенство Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные переходы. Пример
1. Решим уравнение Возведём
обе части этого уравнения в квадрат и получим Проверим, что полученные числа являются решениями уравнения. Действительно, при подстановке их в данное уравнение получаются верные равенства:
Следовательно, x=3 или x=-3 – решение данного уравнения. Пример
2. Решим уравнение Возведя
в квадрат обе части уравнения, получим Проверим,
являются ли найденные числа решениями данного уравнения. При подстановке в него
числа 4 получим верное равенство Ответ:
Пример
3. Решим уравнение Возведём
обе части этого уравнения в квадрат: Пример
4. Решим уравнение Возведя
в квадрат обе части этого уравнения, получаем Пример
5. Решим уравнение По
определению
Решая
первое уравнение системы, равносильное уравнению Пример
6. Решим уравнение В
отличие от рассмотренных ранее примеров данное иррациональное уравнение
содержит не квадратный корень, а корень третьей степени. Поэтому для того,
чтобы “избавиться от радикала”, надо возвести обе части уравнения не в квадрат,
а в куб: Итак,
Пример 7. Решим систему уравнений:
Полученное
квадратное уравнение имеет два корня: Соответствующие
значения v таковы: Преобразование иррациональных выражений.Если знаменатель дроби содержит иррациональное выражение, то часто целесообразно избавиться от последнего. Рассмотрим некоторые типичные случаи:
Пример: При непосредственном возведении в квадрат обеих частей уравнения уравнение должно быть сначала преобразовано так, чтобы в одной части стояли только радикалы, а в другой – остальные члены исходного уравнения. Так поступают, если радикалов в уравнении два. Если же их три, то два из них оставляют в одной части уравнения, а третий переносят в другую. Затем обе части уравнения возводят в квадрат и проводятся необходимые преобразования (приведение подобных и т.п.). Далее все члены уравнения, не содержащие радикалов, снова переносятся в одну сторону уравнения, а оставшийся радикал (теперь он будет только один!) – в другую. Полученное уравнение вновь возводят в квадрат, и в итоге получается уравнение, не содержащее радикалов. Пример. Введение новой переменной:
Решение:
Обозначим Уравнение примет вид: Возведём его в квадрат: Это уравнение так же возводим в квадрат:
Проверка:
полученные значения t мы должны проверить в уравнении (1), так как именно оно
возводилось в квадрат. Проверка показывает, что
Ответ: 0;-1. Уравнения с радикалом третьей степени.При решении уравнений, содержащих радикалы 3-й степени, бывает полезно пользоваться сложением тождествами: Пример 1.
Возведём обе части этого уравнения в 3-ю степень и воспользуемся выше приведённым тождеством: Заметим, что выражение стоящее в скобках равно 1, что следует из первоначального уравнения. Учитывая это и приводя подобные члены, получим:
Раскроем
скобки, приведём подобные члены и решим квадратное уравнение. Его корни Ответ:
Решение 2 Возведём
две новые переменные
Заметим,
что В итоге получим систему уравнений:
Используя
первоначальные уравнения системы, преобразуем вторые, заменив первую скобку
единицей, а вторую подставим вместо неизвестного у выражение Приведём
подобные члены, раскрыв предварительно скобки и решив полученное квадратное
уравнение. Его корни Введение нового неизвестного.Решив эти уравнения, найдём радикалы более высоких степеней, но наиболее часто использовавшийся способ их решения – введение нового(новых) неизвестного. Пример 2.
Обозначим
а)
Уравнение примет вид: Корень
Ответ: 76. Методы решения иррациональных уравнений. Методы решения иррациональных уравнений, как правило основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо равносильно исходному, либо является его следствием. Поэтому существуют два пути при решении иррациональных уравнений: 1) переход к выводным уравнениям (следствиям) с последующей проверкой корней; 2) переход к равносильным системам. Второй подход избавляет от подстановки полученных корней в исходное уравнение (иногда такую проверку осуществить нелегко) и, вообще говоря, является более предпочтительным. Однако если в ходе решения оказалось, что проверка полученных корней не представляет труда, то можно не выяснять источники появления посторонних корней и не переходить к равносильным системам. Пример 1. Возведём в 6 степень: Проверка:
Ответ: 67. Пример 2.
Преобразуем уравнение к виду:
Ещё раз возведём обе части в квадрат:
Проверка: 1)
При
2)
Ответ:
Пример 3. Положим
Теперь задача свелась к решению двух уравнений:
Уравнение
Ответ: 34. Список литературы1) Справочник по математике. В.А. Гусев, А.Г. Мордкович.: 1986г. 2) Углублённое изучение курса алгебры и математического анализа. М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцабурд.: 1992г. 3) Возникновение и развитие математической науки. К.А. Рыбников.: 1987г. 4) Ученикам о математике. М.К. Гриненко.: 1993г. |
|